К списку

190 км/ч на спидометре — смертельно? Интервью с ИСсофтовским байкером

12 июля 2019

На парковке ISsoft множество машин, велосипедов и самокатов. Невозможно не заметить среди них в погожие дни стройные ряды мотоциклов. Иногда становится неожиданностью, что твой тихий коллега-разработчик приехал на работу не на метро, а на байке. Ведь прямые ассоциации с мотоциклами – это скорость, драйв и шум. Решили развеять стереотипы о мотоциклистах и познакомить вас с одним из участников мотосообщества ISsoft тестировщиком Сергеем Игнатовичем.

Сергей, почему именно мотоциклы? Как появилась любовь к мотобайку?

Вышло так, что вся эта любовь досталась мне от отца. Он посадил меня на мопед «Карпаты», когда мне было всего двенадцать. В четырнадцать папа отдал мне свой старенький мотоцикл «Восход-2М». А уже в шестнадцать у меня появился первый собственный новенький мотобайк «Минск», который подарили бабушка с дедушкой. Вроде как все должны были говорить, что я самоубьюсь, но получилось, наоборот, вся моя семья меня подталкивала к этому увлечению.

В свои четырнадцать я еще не мог получить права, поэтому ездил по окрестностям родной Вилейки лесными тропами, катался в ближайших деревнях, даже ни разу ни от кого не убегал и не попался. Конечно, про технический осмотр и страховку я даже не слышал.

Как только мне исполнилось шестнадцать, я отправился сдавать на права. Тогда еще не нужно было учиться на категорию «B», проводить месяц в мотошколе, чтобы допуститься на «А» категорию. Моего четырехлетнего опыта хватало, чтобы сдать с первого раза. В свои шестнадцать я уже ремонтировал байк и пытался тюнинговать отцовский «Восход-2М», как только появился «Минск».

Ты уже пятнадцать лет за рулем байка, на каком мотоцикле ездишь сейчас и на каких удалось покататься?

Так вышло, что, в основном, я катался на советской технике, а также байках друзей, например, на «Jawa», «Pannonia». Последние два года я катаюсь на Honda CB 500. Мотоцикл меня полностью устраивает, отлично подходит для езды по городу. Недавно прокатился на новом «Минске», чтобы сравнить с теми, что выпускались в моем детстве. Сравнил, оказалось это уже совершенно другая техника.

Есть ли разница между «Honda» и «Минском»?

Безусловно. Наша мототехника зарекомендовала себя как очень ремонтопригодная, при чем где-нибудь в лесу одной отверткой, одной рукой, причем левой. Поэтому она хорошо расходилась. А когда технологии дошли до того, что байк уже не нужно ремонтировать в лесу, а главными стали надежность, комфорт и другие приоритеты, мотоциклы «Минск» ушли в историю. Да, компания сейчас занимается выпуском мотоциклов, но это сборка китайских байков на площадке Минского завода, а те, которые можно было пересобрать «на коленке» уже канули в лету.

Свой «Минск» я продавать не хочу, использую его для обучения друзей и близких, например, жену научил на нем ездить.

Давай поговорим о стереотипах. Есть тот, что раздражает?

Стереотип о том, что мотоциклисты все безголовые самоубийцы. Он обижает, потому что на всех средствах передвижения есть гонщики. Естественно, если ты летишь 190 км/ч по проспекту, то у тебя очень мало шансов выжить, даже если ты будешь лететь на машине. Просто среди мотоциклистов больше людей имеют возможность разогнаться до 100 км/ч за пару секунд, чем среди автолюбителей. В принципе мотоциклистов меньше, а среди них концентрация тех, кто любит скорость и безбашенную езду больше, чем среди автомобилистов. Вот и складывается впечатление, что все мотоциклисты ненормальные гонщики.

Знаешь ли ты, что ощущает пилот, когда на спидометре 190 км/ч?

Да. Возможно, у кого-то стереотип сложился из-за меня. Но это было лишь один раз на пустом проспекте. По ощущениям это нереальный адреналин с одной стороны, а с другой стороны – страх. Но повторяю, я так больше не делаю.

Серьезные аварии всегда связаны со скоростью. 90% аварий, если бы скорость была меньше в два раза, закончились бы иначе.

Легче ли знакомиться с девушками, находясь за рулем мотоцикла? Слышал ли о таком стереотипе?

Да, это не стереотип, а правда. Сейчас я женат, и это не для меня. А раньше можно было воспользоваться случаем. Сам мотоцикл как магнит, девушкам нравится скорость, просят прокатить, а если еще и на гитаре играть умеешь, то вообще (смеется). Я вот был таким в лет восемнадцать.

Давай вернемся к серьезной теме – травмы. Были ли они у тебя?

На мотоцикле единственная серьезная травма была в четырнадцать лет. О том, что есть какая-то экипировка, защита и прочее я не знал, что-то где-то слышал и все. У меня был только шлем, и я хорошенько приложился к асфальту в шортах, счесал себе ногу и две недели почти не передвигался, сидел на уколах.

Конечно, это заставило задуматься и изучить вопрос. Сейчас почти всегда езжу в экипировке, исключением бывает лишь сильная жара, когда наколенники и налокотники хочется снять.

Были и другие падения на небольшой скорости, но в экипировке все заканчивается только тем, что страдает экипировка, а сам остаюсь целый.

Казалось бы, зачем так рисковать своей целостностью, почему бы не поездить на машине? Поделись, в чем разница?

На мотоцикле намного интереснее. На машине не нужно задумываться о переносе веса, о том, на какой тормоз сильнее надавить в зависимости от положения мотоцикла, дорожного покрытия и других нюансов. Езда на мотобайке – искусство, все намного сложнее автомобиля, особенно, если вдаваться в подробности.

Я передвигаюсь и на машине, но только тогда, когда нужно перевезти что-то большое или несколько человек.

Есть ли у тебя правила, которых ты придерживаешься на дорогах в городе? Наши автоводители обычно не готовы к появлению мототранспорта.

Бывает, что автомобили подрезают, но, как правило, это из-за того, что мотоцикл просто не замечают. Если у вас есть опыт, то вам легче маневрировать на байке, вероятность уйти от столкновений возрастает. Про отношение автомобилистов к водителям байков можно рассказывать разные истории. Пробираясь по пробке в междурядье в стоящем потоке машин тебе могут встретиться все типы водителей: один захочет с тобой поболтать, другой начнет сигналить, третий может даже перекрыть проезд из-за того, что если он стоит, то и ты должен.

 Для передвижения по городу есть очень много рекомендаций, из основного я придерживаюсь следующих правил:

  • никогда не лезть в междурядье, когда полосы двигаются. Так вы рискуете нарваться на того, кто будет перестраиваться, может даже без включенных поворотников, а вас не заметит;
  • двигаться по левой колее машины: между колес машины пропускают все неровности. Так можно маневрировать за автомобилем, избегая невидимых вам опасностей.

Появились ли новые знакомые благодаря мотоциклу?

Определенно. Например, второй сезон я езжу на тренировки по мотоджимхане. У нас есть общий чат, где ребята организуют тренировки, покатушки по городу и так далее. Я всегда в курсе событий, но чаще катаюсь со своими друзьями или один.

Что такое мотоджимхана?

Это вид спорта, который заключается в маневрировании среди конусов на время. В этот спорт привел меня мой друг, он участвовал в международных соревнованиях и занимал призовые места. В Беларуси мотоджимхана только развивается. Я тренируюсь лишь второй сезон. Это довольно безопасный вид спорта, потому что все происходит на небольших скоростях. Нужно уметь ловко объезжать конусы, знать много «фишек» и нюансов управления байком. Именно на мотоджимхане научат использовать все возможности мотоцикла, расскажут, как правильно тормозить, какой тормоз и когда использовать, как свешиваться с байка для маневрирования, что такое разгрузка и загрузка подвески и так далее. Все это пригодится тем, кто хочет чувствовать мотоцикл, безопасно передвигаться по городу и отточить навык быстрого торможения.

В соревнованиях я пока что не участвовал. Вообще я занимаюсь в группе любителей, чувствую, что пора переходить на уровень повыше, но пока что на это нет времени.

Участвуешь в открытиях мотосезона или других байкерских тусовках?

Единственный раз, когда я поехал на открытие сезона был в этом году с коллегами ISsoft. Очень впечатляюще: мы ехали в колонне в сторону выезда из Минска, спускались с горки, и на несколько километров были видны одни мотоциклы. Представь – семь рядов байков, уходящих в горизонт, и ты среди них – это было эффектно.

Несколько раз участвовал в байкслетах, где мотолюбители обмениваются опытом, общаются, отдыхают. Обычно это место, где устанавливают сцену, приезжает фудкорт и можно переночевать в палатке или арендовать домик.

Есть опыт и дальних поездок. Как-то раз путешествовал один в Киев. Поездка меньше утомила, чем на автомобиле. Ехал я в своем темпе, останавливался каждые 200 км, чтобы перекусить, дозаправиться, оттереть огромный слой мошек со шлема. На машине я приезжал уставший, сонный и вымотанный. А на байке это прям путешествие, приехал с зарядом энергии, на подъеме, не чувствовал усталость. Есть плюс для мотоциклов и на границе: не нужно стоять в очереди с машинами, относятся не так банально, как к очередному автомобилисту. Например, работники таможни очень приветливо общались, рассказали, что только недавно проходил таможню мотопутешественник из Турции, и о том, где проходил байкслет.

А что за байкеры постоянно тусуются на «Монетке»? Это какая-то определенная точка сбора мотолюбителей?

Мы называем их любителями поесть шаурмы на байке. Иногда я и сам туда заезжаю с этой же целью.

Просто, когда ты ездишь на тренировку по мотоджимхане, видишь, как ребята усиленно занимаются, отлично управляют байками и знают, чего от них ждать. А потом приезжаешь на «Монетку» или «Лавку», зачастую встречаешь байкеров на начищенных мотоциклах, в полной экипировке в плюс 30 градусов, которые просто приехали покрасоваться. Когда такой трогается, хочется отойти подальше, так как видно, что ездить он может только по прямой до ближайшей шаурмы. Но тут кому что, лично мне, приятнее ездить, чем стоять красоваться.

Какой хочешь следующий мотоцикл?

Моя Honda для передвижений по городу меня полностью устраивает. В кругах мотоциклистов замечаю, что многие хотят вторым байком что-то для бездорожья, например эндуро, чтобы кататься на пересеченной местности. Я тоже когда-нибудь психану, куплю эндуро и уеду в леса (смеется).

Что посоветуешь тем, что хочет пойти учиться на «А» категорию?

Сначала окончить мотошколу, получить права, а потом приходить на тренировки по мотоджимхане. Она научит безопаснее передвигаться по городу, правильно тормозить, маневрировать, чувствовать и понимать мотоцикл.

Например, стандарт тормозного пути в мотоджимхане с 60 км/ч – это 12-14 метров. Тот, кто недавно получил права, вряд ли сможет его выполнить. А уметь тормозить – навык крайне необходимый в городе.

Tags: