Вчера корпорация Apple опубликовала отчет о гендерном и расово-этническом составе своего персонала. Из 98 тысяч сотрудников компании (в том числе и работников, не занятых непосредственно в сфере IT) около 70% составляют мужчины. Примерно такое же положение вещей наблюдается и руководстве компании, где 72% должностей занимают мужчины. Что касается IT-специалистов Apple, то среди них женщин всего 20%.
«Технари» в Apple представлены, преимущественно, инженерами и разработчиками ПО, «не-технари» – пиарщиками, специалистами по маркетингу, продажниками, HR-специалистами и прочими позициями, на которых не требуются навыки программирования.
Как и в почти всех американских компаниях, работа которых связана с IT, большинство сотрудников Apple (55%) является белыми. На втором месте находятся работники, имеющие азиатское происхождение: их примерно 15%.
Нынешний глава Apple Тим Кук недоволен расово-гендерной диспропорцией, которая наблюдается в его компании: «Как CEO, я не удовлетворен нынешней ситуацией. Она не является для нас неожиданностью, и мы достаточно долгое время упорно трудились, чтобы ее улучшить. Мы стремимся к прогрессу, и стараемся, чтобы продвижение [гендерного и расового] разнообразия было столь же инновационным, как и разработка нашей продукции».
Действительно, Куком ведется определенная работа по приданию «разнообразия» персоналу компании, в том числе и среди сотрудников на руководящих должностях. К примеру, в октябре 2012 года нынешний глава Apple поспособствовал назначению кубинца Эдди Кью на пост старшего вице-президента по интернет-разработкам и сервисам Apple. Также по его протекции должность старшего вице-президента розничного подразделения Apple досталась женщине – Анджеле Арендс, экс-главе компании Burberry. Кроме того, Тим Кук поспособствовал приходу в корпорацию Сьюзен Вагнер, директора BlackRock, заменившей Билла Кэмпбелла в совете директоров.
Как бы то ни было, Арендтс является единственной женщиной среди топ-менеджмента Apple, а Сьюзен Вагнер и Андреа Юнг (действующий президент и генеральный директор компании Avon) – единственными представительницами прекрасного пола в совете директоров компании. Все остальное руководство корпорации – белые мужчины.
Честно говоря, данные о гендерной диверсификации персонала Apple не являются чем-то сенсационным для индустрии IT. В других корпорациях-«тяжеловесах» (Google, Facebook и Twitter) положение практически такое же: примерно 7 из 10 их сотрудников – мужчины. При этом на IT-компании все чаще оказывается давление, чтобы они открывали новые вакансии для женщин и представителей расовых меньшинств (особенно среди своего топ-менеджмента, где сейчас представлены, в основном, белые мужчины). К примеру, в прошлом году тот же Twitter подвергся настоящей травле в СМИ за «дискриминационную» политику в формировании своего руководства и был вынужден принять в совет директоров Марджори Скардино, экс-главу издательского дома Pearson.
Высокотехнологичные компании, чтобы хоть как-то смягчить шквал обвинений в свой адрес, соглашаются финансировать учебные программы для женщин и представителей расовых меньшинств, желающих работать в IT. В частности, компанией Apple в рамках образовательных инициатив, предложенных администрацией Обамы, будет оплачиваться работа подготовительных «айтишных» курсов в экономически неблагополучных школах.
Надо сказать, что на большей гендерно-расовой диверсификации настаивают и некоторые из руководителей IT-компаний. Наверное, самым заметным из таких энтузиастов является Шерил Сандберг , операционный директор Facebook. Из ее уст периодически звучат призывы давать более качественное образование женщинам и представителям меньшинств. Более того, отсутствие гендерно-расового разнообразия в сфере IT Шерил называет «довольно угнетающим». Конечно, в Facebook с диверсификацией все обстоит ничуть не лучше, чем в других компаниях Силиконовой долины, но Сандберг надеется изменить это положение к лучшему, открывая новые вакансии для женщин и «цветных».
По американским законам, IT-компании обязаны подавать статистические данные в государственную Комиссию по равным возможностям для трудоустройства. Лишь относительно недавно, уступая возрастающему общественному давлению на Силиконовую долину, технологические компании начали публиковать соответствующую статистику в открытом доступе.
Следует отметить, что с каждым годом в индустрию IT приходит все больше женщин. Правда, как показало прошлогоднее исследование CNN Money, их работа относится, скорее, к «административно-канцелярской», чем к «управленческой». Тон в руководстве технологичных компаний по-прежнему задают мужчины.
Согласно данным последней переписи населения США, неиспаноязычные белые составляют 63% от общей численности населения, латиноамериканцы –17%, черные – 13%, а азиаты – 5%. От «айтишных» компаний требуют, чтобы они открывали вакансии в соответствии с данными пропорциями в численности населения.