К списку

Будущее белорусской IT-индустрии глазами специалистов ISsoft

18 октября 2013

Что ждет белорусскую IT-индустрию в ближайшем будущем? Точного ответа на этот вопрос, пожалуй, не смогли бы дать ни Нострадамус, ни Павел Глоба, ни даже осьминог Пауль с сурком Филом – уж больно изменчива индустрия IT в целом, и слишком уж замысловатые зигзаги выписывает наша страна в своем развитии. Однако обрисовать какие-то общие тенденции мы попытаемся,  благо в этом нам будут помогать люди, прекрасно разбирающиеся в теме: Геннадий Черкес, технический директор ISsoft, и Валерий Шкленский, один из ведущих специалистов компании.

Ни для кого не секрет, что белорусская IT-индустрия «приспособлена» преимущественно под аутсорсинг. По мнению Геннадия Черкеса, в этом «приспособлении» не было искусственности: она развивалась в соответствии со сложившимися условиями. Трудно поверить, но еще примерно 20 лет назад белорусские «айтишники» на процентов 80 были загружены внутренними заказами с относительно неплохими рейтами. Однако с течением времени ситуация в Беларуси коренным образом изменилась. Вероятность получить внутренний заказ для белорусской IT-компании стала почти такой же, как встретить в центре Минска пришельцев из созвездия Лисички. Отечественные рейты, увы, стали несравнимы с американскими и европейскими. Вот и пришлось белорусской IT-индустрии повернуться в сторону зарубежных стран. Не потому, что так уж захотелось, ведь эта модель связана с нешуточными сложностями: требуется постоянно совершенствовать коммуникационные навыки, финансировать дорогостоящие заграничные поездки своих сотрудников и мн.др.  В настоящее время вырастить крупную IT-компанию на внутренних заказах в Беларуси невозможно.

Валерий Шкленский также считает, что выбор аутсорсинговой модели был своеобразной реакцией на сложившиеся в Беларуси условия: «Сейчас белорусская IT-индустрия преимущественно аусторсинговая, так как для продуктовой разработки нужен маркетинг, с которым у нас в стране, увы, есть определенные проблемы. Однако в последнее время важность продуктовой разработки стала очевидна. Дело в том, что она позволяет зарабатывать больше, так как нет «потолка» рейтов».

Многие отечественные IT-специалисты задаются вопросом: выдержит ли белорусский аутсорсинг конкуренцию с аутсорсерами из других стран? В последнее время стал популярен образ Нехорошего-Индийского-Программиста-Отнимающего-Работу-У-Несчастных- Белорусских-Разработчиков. Валерий Шкленский в этом плане настроен оптимистично: «Конечно, мы выдержим конкуренцию. В первую очередь потому, что выполняем работу быстрее и более внимательны к деталям. Кроме того, культурная разница между нами и западными заказчиками относительно невелика, поэтому они охотнее сотрудничают с нами, чем с азиатскими разработчиками».

В этом вопросе Геннадий Черкес солидарен со своим коллегой, однако чуть менее оптимистичен: «Конечно, белорусский аутсорсинг выдержит конкуренцию. Иных вариантов нет. Другой вопрос, какой будет цена. Сейчас зарплаты у айтишников растут, рейты за ними не успевают. Если зарплаты будут расти такими же темпами и далее, то IT-бизнес в Беларуси в какой-то момент  приблизится к уровню рентабельности. В этот момент не избежать разорения определенного количества компаний, вброса на рынок освободившихся ресурсов, падения уровня зарплат и т.д. по спирали в соответствии с теорией господина Гегеля и товарища Маркса. Поэтому в плане цен мы обречены быть конкурентоспособными с Индией, Китаем и другими странами». Геннадий здесь обратил внимание на особенности нашего бизнеса: «Мы сознательно идем на существенные затраты для создания прочного фундамента – защиты от различных экономических катаклизмов. Во-первых, мы инвестируем в «основную ударную группировку» – наш сэйлз в Америке. Это уже сработало однажды во время кризиса 2008-2009 гг. На фоне сужения бизнеса наших коллег мы «умудрились» вырасти процентов на 10-15. Во-вторых, идут инвестиции в инфраструктуру минских офисов, что видно невооруженным взглядом. Все это – основа стабильности и трамплин для будущих успехов».

При этом наш технический директор выделил две наиболее веские причины, по которым западные заказчики охотнее работают с белорусскими специалистами, чем с индийцами, китайцами, вьетнамцами.

Первая причина лежит в культурной области. «Мы ментально ближе к Европе. Поэтому европейские заказчики охотнее работают с нами, чем с теми же, допустим, китайцами. То же, в принципе, касается и американских заказчиков. Возьмем, к примеру, штат Миннесота. Схожесть жителей этого Штата и Беларуси огромная, за мелким исключением в языке общения. И эта культурная схожесть очень нравится заказчикам», – заметил Геннадий.

Вторая причина, по мнению Геннадия, это time difference: «Нам на руку играет и разница во времени. С тем же штатом Миннесота она составляет всего 8 часов. Получается, что мы имеем определенный временной промежуток, в который рабочее время заказчика и наше рабочее время пересекаются. Это где-то 2-3 часа вечером, в которые мы можем трудиться совместно. Такой промежуток времени практически идеален: меньше – уже плохо, а больше попросту не нужно. Нашим утром мы продуктивно работаем в свое удовольствие, пока Америка спит, потом мы дружно обсуждаем все вопросы с хорошо отдохнувшими коллегами, и наконец, мы сами радостно идем «баиньки», дав возможность американцам спокойно и результативно завершить рабочий день. Заказчики, ранее работавшие с Индией, часто отказываются от услуг индийских разработчиков в нашу пользу именно из-за time difference».

С конкуренцией все-более менее прояснилось. Однако не менее интересными являются вопросы, какие отрасли IT-индустрии будут развиваться в Беларуси в ближайшее время и какие специалисты будут наиболее востребованными?

Геннадий Черкес считает, что белорусская IT-сфера будет развиваться в тех же направлениях, что и мировая: «Еще в советские времена Беларусь была не только механическим, но и «айтишным» сборочным цехом. Именно здесь  разрабатывалась первая нормальная персональная ЭВМ в странах СЭВ. Центром этой стратегической разработки был выбран Минск, т.к. здесь существовали оптимальные условия, в т.ч. и ресурсная база. Причем здесь развивались (и развиваются по сей день), абсолютно различные области, начиная с embedded- программирования и заканчивая системами обработки огромных гетерогенных баз данных. Именно поэтому диапазон деятельности современных белорусских IT-компаний столь широк.  Все те технологии, которые в настоящее время востребованы в мире, получат развитие и у нас. Миру нужны веб-техологии? Значит, они будут у нас развиваться, но не в ущерб остальным. Понадобятся быстрые устойчивые локальные системы? Они и будут разрабатываться, как и разрабатывались. Сейчас в мире IT появляются новые сферы, которые заполняются именно теми технологиями, которые для них подходят оптимальным образом. Запросы только возрастают, причем сейчас их количество растет в геометрической прогрессии…»

Что касается наиболее востребованных специалистов, то больше всего их будут потреблять «мэйнстримовые» области: Java, .NET, mobile developmet, однако и другие области не будут забыты. Хотя с течением времени это положение вещей может измениться».

Мнение Валерия Шкленского во многом перекликается с мнением коллеги: «В принципе, все области будут востребованы, каждая в своей мере.  Определенный упор будет сделан на  web development и его «мэйнстримные» технологии: Java, .NET, Python. Что касается наиболее востребованных специалистов, то ими станут те люди, чья компетенция позволит продавать их консалтинговый оффшорный труд несколько дороже, чем стандартные рейты. В белорусской IT-индустрии будет наблюдаться тенденция конкурировать не по цене, а по качеству работы. Ресурсная база в нашей стране, особенно с точки зрения количества разработчиков, более ограничена, чем в Китае или Индии, если учитывать демографическую яму, в которой оказалась Беларусь. Поэтому компаниям придется волей-неволей менять свой вектор развития, постепенно от стандартного «бадишопа» переходя к специализации, выбору определенной направленности в сфере своей деятельности. Продажа экспертизы, в отличие от того же «бадишопа», позволяет компании и получать более высокие доходы, и обеспечивать приемлемый уровень зарплат для квалифицированных специалистов».

Что приятно, будущее у белорусской индустрии информационных технологий есть. А вот каким оно будет, темным или светлым, это уже во многом зависит от того, насколько она сумеет «схамелеонить» – приспособиться к постоянно меняющимся условиям мировой IT-сферы.


[i]  СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) –  экономическое сообщество социалистических стран, куда входили СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия и др.