К списку

Что объединяет диджея в Таиланде и ивент-менеджера в США? Рассказывают победители Demo Day #7

6 сентября 2022

26 июля завершился 7-й сезон Innovation Sandbox — внутреннего стартап-инкубатора для сотрудников ISsoft и Coherent Solutions. После 5 месяцев упорной работы над продуктами участники, наконец, презентовали их жюри на Demo Day. Первое место вместе с денежным призом досталось Алексею Новику и Ивану Стефановичу, авторам проекта GEM — маркетплейса в сфере организации мероприятий.

По уже сложившейся традиции, подготовка и презентация проектов проходила в онлайн-формате. Благодаря этому, к «песочнице» присоединились 6 команд из представительств компании в 5 странах: Беларуси, Украине, Литве, Молдове и Грузии. Долгие месяцы подготовки участники должны были уместить в 3 минуты питча, демо и ответов на вопросы.

Как принято в стандартных стартап-конкурсах, критериями оценки стали понимание и оценка рынка, определение целевой аудитории и и её реальных проблем, уровень команды и наличие в ней нужных компетенций для старта, трекшн, конкурентные преимущества и модель монетизации.

По оценкам жюри, лучшим стал GEM — проект платформы, на которой ивент-менеджеры, владельцы и администраторы площадок, а также всевозможные подрядчики могли бы найти друг друга. Его представила белорусско-литовская команда из глобальной UX-практики, в которую вошли руководитель департамента Алексей Новик и дизайнер Иван Стефанович.

От феста азиатской культуры и «дипломной работы» — до идеи стартапа

Как авторы объясняют сами, они стремились придумать своеобразный Airbnb для организации мероприятий — будь то митап по вязанию или хакатон, выступление кавер-бэнда или концерт Metallica. Идея появилась неслучайно: Алексей признаётся, что вынашивал её много лет — в те годы, когда был соорганизатором фестиваля японской, а затем азиатской, культуры «Хиган».

— При мне фестиваль вырос со 100 фанатов до 2,5 тысяч зрителей! Мы начинали с маленького клуба «Эврика» в Центре творчества детей и молодёжи, но позже набрали популярность, стали присматриваться к другим местам — и, в конечном счёте, переехали в концертный зал «Минск». Звучит просто, но для этого пришлось проделать много «мануальной» и «ножной» работы: ты бегаешь между заведениями, ищешь контакты, жмёшь руки, потом это надо всё свести воедино, проверить, что будет так, а не иначе… Это всегда была большая проблема. Собственно, тогда у меня и зародилась идея проекта.

Иван же о ней узнал позже — когда пришёл в ISsoft на стажировку и попал к Алексею на тренинг по UX-дизайну. Чтобы успешно завершить обучение и остаться на постоянную работу в компании, нужно защитить дипломный проект — и Лёша, узнав о любви своего интерна к музыке, отдал ему эту тему «на растерзание». Кажется, это было верным решением:

— На основе этого проекта я должен был пройти все этапы становления дизайнером. Когда он был защищён и вырисовалось что-то похожее на правду, я осторожно предложил поучаствовать в Innovation Sandbox и довести продукт до ума. Уже оказавшись в «песочнице», мы взяли мои гипотезы и часть ресёрча за основу, но… Это ведь был мой первый проект — поэтому многое пришлось переделывать, а продукт, представленный на Demo Day, сильно отличается от моего «диплома».

Спринт или подготовка к марафону?

По словам команды, путь к победе не был простым — в первую очередь, морально. Ребята признаются: события развивались по кривой Даннинга-Крюгера — с её приливами и отливами мотивации. Как говорит Алексей, собраться удалось примерно к середине сезона:

— Изначально мы думали: вот сейчас как стартуем, как звёзд нахватаем! Хотели за это же время сделать MVP, принести на Demo Day рабочий проект. Увы, мы не нашли девелоперов — и, в итоге, мысленно отказались от гонки за первым местом в пользу качественного исследования. Пошли по чисто дизайнерскому пути и использовали тот же фреймворк, что и на многих клиентских проектах — human-centered design: строили гипотезы, проводили ресёрч, обрабатывали данные, находили инсайты и собирали всё больше фидбэка — чтобы представить полноценный, глубокий анализ.

По словам команды, момент «смены координат» стал для них переломным. Как считает Иван, в итоге, это и сыграло на руку:

— Мы успокоились и решили: то, что продукт можно «потрогать руками» — ещё не значит, что это хорошее решение и хороший бизнес. Мы сделали упор на ресёрч: общались с реальными людьми, а не основывались только на своих гипотезах. Да, наш продукт оказался не самым доделанным — но, пожалуй, одним из самых продуманных. В моём понимании, Innovation Sandbox — это про инновации, про что-то серьёзное, и здесь нельзя строить проект на догадках.

Третья аудитория, десятки респондентов — и одна проблема

Изначально GEM представлялся авторам как простой агрегатор по поиску площадок для мероприятий. Однако то, что сначала казалось «голубым океаном», оказалось средой с серьёзными конкурентами. Кроме этого, первые же исследования показали: для потенциальной аудитории не столько важен поиск, сколько коммуникация.

По мере развития идеи, к ивент-менеджерам и администраторам площадок (либо владельцам — в зависимости от размера) прибавилась third party — все те, кто обеспечивает на мероприятиях дополнительные сервисы: поставку оборудования, кейтеринг, клининг и т. д. Так, у будущей платформы появились уже 3 ключевые стороны сделки и новая страница — Negotiations.

Чтобы продукт действительно был полезен аудитории, пришлось немало общаться с её представителями — самыми разными. Алексей как раз привёл пару примеров:

— В одном из интервью я общался с диджеем, который организовывал ивенты в Таиланде: изначально просто прилетал отдохнуть, но в итоге искал площадку, где можно собрать людей и отыграть сет. Он ходил по разным местам и не знал, как свести все договорённости воедино: у всех — разные условия доступа в помещение, свои ограничения по времени и допустимому шуму, различная стоимость и удалённость от центра… Много условий — и такая проблема у многих. Кто-то пользуется блокнотами, другие — таблицами Excel… Куча потерянных контактов, времени, информации.

Эту же мысль продолжает Иван, сравнивая организацию мероприятий с куда более знакомыми для обывателя вещами.

— Нужно быть уникумом самоорганизации, чтобы за этим всем следить. Да и технологии не стоят на месте. На примере такси: раньше нам было вполне комфортно вызывать его по телефону — но сейчас выигрывают приложения, которые в одном месте собирают сразу несколько сервисов: и перевозку вещей, и доставку еды, и всё на свете. Это же действительно удобно!

Кроме почёта, славы и призов: что дала «песочница»?

Стратегия команды оказалась беспроигрышной: по итогам Demo Day #7 проект GEM занял первое место, а его создатели получили денежный приз от компании, задуманный как инвестиция для дальнейшего развития продукта. Впрочем, эта сумма пока просто лежит на счетах: в будущем победители планируют пустить её на обеспечение инфраструктуры — те же самые VAS-сервисы, — либо на рекламу. На данном же этапе они нашли в участии другую ценность. Иван, как менее опытный дизайнер, описывает её так:

— Для меня это был шанс безболезненно пройти на реальном продукте все этапы его становления. После Innovation Sandbox я чувствую себя совсем другим человеком, он оставил очень много впечатлений. Круто, что на старте ты находишься в условиях неизвестности: глаза боятся, руки делают — и вдруг начинает получаться! Один раз меня уже научили этому на тренинге — теперь я закрепил свои знания и чувствую себя ещё увереннее на клиентских проектах.

А что насчёт Алексея, который уже много лет в профессии и вырос до руководителя целого департамента? Оказывается, «песочница» может удивить даже опытных специалистов:

— Как минимум, я попробовал пару инструментов, с которыми раньше не работал. Достаточно любопытно было узнать и про финансовую сторону проектов: понять, когда продукт может стать прибыльным и вернуть все вложения, сколько их вообще потребуется — изначально я вообще не задумывался о таких вещах. И был удивлён, когда пришёл к пониманию: нужно не так много клиентов, чтобы проект оказался вполне живым и валидным. Но самым ценным было общение с людьми: за неделю до Demo Day я общался с организатором трейд-шоу из США, который за 5 лет работы организовал больше 350 ивентов такого формата — даже работал с Pentax! Это потрясающее чувство, когда такой специалист говорит о своих проблемах, ты предлагаешь своё решение и слышишь: да, да, да, мне это нужно! Это взрывает мозг и окрыляет: хочется двигаться дальше.

Мы поздравляем команду проекта GEM с победой в 7-м сезоне Innovation Sandbox и надеемся в скором времени увидеть готовый продукт, который навсегда перевернёт ивент-сферу!