Без дизайна мир был бы хаотичным, а ИТ-продуктами вряд ли смогли бы пользоваться люди. Поговорили с руководителем UX отдела ISsoft Екатериной Севрук про ее путь к дизайну и про то, какие знания нужны тем, кто мечтает стать UX/UI дизайнером.
– Расскажи, пожалуйста, про свой путь к работе в UX?
– Мое первое высшее образование – переводчик. Я окончила МГЛУ. Уже на последних курсах я работала и понимала, что это не совсем то, чем я хотела бы заниматься дальше. Но ответа на вопрос: “А кем бы я хотела работать?” не было, поэтому я окончила университет. Я рисовала, фотографировала, интересовалась сочетанием цветов и понимала, что меня тянет ко всему, что создает визуальное. Промелькнули мысли о том, чтобы попробовать себя в дизайне. Однако в то время факультетов и курсов по дизайну еще не было, и я не знала, куда идти учиться.
В 2008 году я узнала, что в БНТУ есть факультет веб-дизайна и компьютерной графики, куда я решила поступать на переподготовку. Учеба заняла два года. У нас не было предметов, не относящихся к дизайну, поэтому обучаться очень нравилось. Мы осваивали инструменты, базы данных и даже писали код. Так в 2010 году я окончила свое второе высшее, и пошла работать на фриланс, так как была в декрете, а навыки развивать очень хотелось.
– Как ты стала частью команды ISsoft?
– Когда декрет закончился, я решила найти работу в офисе. И в 2016 году я приходила в ISsoft на собеседование, которое проводил бывший руководитель UX-отдела ISsoft Петр. Собеседование мне понравилось, впечатления от компании были хорошими, вопросы задавали интересные, а руководитель горел человеко-ориентированным подходом в дизайне и развитием. Но мне по какой-то причине не сделали оффер. Поэтому я устроилась в другую компанию и продолжила свой путь в дизайне, параллельно осваивая смежную для дизайнера в IT профессию бизнес-аналитика.
Когда Петр снова пригласил меня на собеседование в ISsoft, я уже работала бизнес аналитиком в другой компании. Тем не менее UX проектирование по-прежнему привлекало меня и, хоть я и не планировала менять место работы, Петру удалось убедить меня прийти в ISsoft. Так я и оказалась здесь в 2018 году на позиции UX-дизайнера.
– Как дальше развивался твой карьерный путь?
– Дальше я работала на проектах, в основном это были фазы requirements & architecture. Что-то наподобие Discovery, которое происходит в продуктовой компании, когда клиент приходит, и не понятно, что он планирует делать. Нам нужно было активно выявлять требования, придумывать концепт, модифицировать его и потом уже отправлять на этап разработки. Через полтора года к моим обязанностям добавились новые: я стала тренером Тренинг-центра и Group manager. Я организовала курс по UX практике, который позволяет освоить методы UX проектирования на учебном проекте от идеи до воплощения. Также занималась менторингом и помогала развиваться многим коллегам. В августе 2020 года, заняла позицию руководителя департамента UX/UI дизайна в ISsoft.
– Поделись впечатлениями от новой должности: стало ли сложнее? Как поменялись задачи?
– Сначала было очень волнительно. Сразу я не согласилась на повышение, мне казалось, что я не справлюсь, и что все это очень сложно. У меня не было цели уйти в менеджмент, мне всегда нравилось быть дизайнером. Скорее всего, некоторые мои скиллы дали бывшему руководителю отдела понять, что я справлюсь с задачами на новой должности. На самом деле все оказалось не так страшно, как я думала. 🙂
Мне нравится управлять отделом, я себя комфортно чувствую. Многие вещи, которыми я занимаюсь сейчас, я уже делала до этого. Например, активно участвовала в развитии знаний в отделе. Все также сейчас продолжаю обучать коллег в Тренинг-центре. Также я часто участвовала в стаффинге и знаю, в чем каждый из дизайнеров талантлив и с какой задачей справится лучше других. Я помогала Петру с распределением коллег на проекты, советовала кого лучше поставить на определенный проект, исходя из его потребностей.
Я очень рада, что я все еще занимаюсь дизайном. Хочу и дальше практиковаться и продолжать работать на проектах. Сейчас я тружусь на проекте, где в основном задаю направление. Также я участвую в technical sales support группе, которая занимается потенциальными клиентами и люблю “проактивничать” с точки зрения UX проектирования.
– Какие у тебя планы в менеджменте?
– Пока мое обучение было основано на опыте предыдущего руководителя и коллег. За месяц до ухода бывший руководитель отдела активно мне помогал, передавал опыт, делился нюансами. Курсов я пока не заканчивала. Читала и читаю профессиональную литературу. Однако планирую получить специальное образование по менеджменту, будет полезно.
Свои навыки в дизайне я также постоянно повышаю. Вот недавно окончила курс по сервис-дизайну, например. И предлагаю всем сотрудникам своего отдела повышать скиллы. Могу порекомендовать онлайн-школу, где я прошла несколько достойных обучений – Interaction Design Foundation. Вдруг кому-то еще будет интересно.
– Какие планы у UX департамента ISsoft?
– В этом году мы планируем вырасти до 30 человек. Это будет в два раза больше, чем в 2020 году. Также планируем расти качественно: запустить в Тренинг-центре комплексную программу по освоению подхода человеко-ориентированного дизайна. Еще планируем переход со Sketch на Figma, особенно на проектах, где работают дизайн команды.
– Есть ли у тебя правила работы с сотрудниками на WFH?
– Основное правило – поддерживать контакт. Главным образом реализую это через One-on-one. Также дополнительно встречаюсь с новыми сотрудниками отдела. Когда я только стала руководителем отдела мне было сложно, так как я была Group manager у всех сотрудников департамента. На протяжении нескольких месяцев я каждый день проводила O3. Но потом я распределила нагрузку, назначив нескольких ребят GM, и вдохнула свободнее. Сейчас стараюсь поддерживать связь со всеми именно через них.
Мне очень повезло с людьми, которые работают в моем отделе. Это невероятно талантливые сотрудники, с которыми очень легко общаться и решать проблемы. Я благодарна судьбе за таких людей.
– Чем занимаются дизайнеры в ISsoft?
–Тем, что приносит максимальную пользу их текущему клиенту и команде: анализируют бизнес процессы, исследуют пользователей путем проведения интервью, опросов, наблюдения, пользовательского тестирования, создают карты сценариев, составляют персон и карты эмпатии, проводят юзабилити аудит, проектируют UI и тестируют свои решения. Наши дизайнеры активно помогают проектной команде разобраться в требованиях и удостовериться в том, что она разрабатывает решение, соответствующее ожиданиям клиента.
– Здорово. А теперь давай поговорим о важной информации для тех, кто хотел бы у нас работать. Подскажи, важно ли дизайнеру иметь высшее образование?
– Я считаю, что высшее образование важно, но необязательно. Конечно, не лишним будет поступить в ВУЗ. Для UX дизайнера особо полезным будет образование в сфере психологии, дизайна, информационных технологий. Однако мне нравится разносторонний подход, когда вы получаете информацию из разных источников. Я бы предложила дополнительно сходить на несколько курсов.
– Какие знания и навыки должны быть у дизайнера?
– Основные навыки – умение задавать вопросы, обрабатывать информацию, анализировать и устанавливать причинно-следственную связь. Дизайнеры не только рисуют и делают конечный UI. В первую очередь специалисту нужно понимать, что делать, что нарисовать. А для этого нужно задать много вопросов: клиенту, бизнесу, пользователям. Потом уже специалист на основе информации начинает проектировать решение.
Не помешают знания человеко-ориентированного подхода, базовые знания о типографике, цветоведении, композиции и компоновке элементов интерфейса.
– Какие ошибки допускают кандидаты на собеседованиях?
– Про все рассказывать не буду. Поделюсь той, которую допускают прям поголовно. У нас есть техническое задание, в котором многие сразу пытаются предложить решение. В то время как наше техническое задание проверяет именно то, как человек думает, как он умеет задавать вопросы, выяснять требования и анализировать. Часто люди сразу говорят: это будет приложение, в котором будет три экрана. Это расстраивает.
Также есть несколько вопросов, которые ставят всех в тупик. Например, мы спрашиваем: что важнее – бизнес или пользователи. В чем разница UX и UI? Опытных ребят спрашиваем о том, какое их самое большое достижение в UX?
– Есть ли какие-то инструменты, которые нужно освоить дизайнерам до прихода на работу?
– Два флагмана в проектировании – Sketch и Figma. Также необходимо понимать, как строится дизайн-система и что такое атомарный дизайн.
– Что для тебя дизайн?
– Для меня дизайн – это то, как это работает. Я больше смотрю на функциональную часть. Конечно, если это еще красиво, то это здорово.
– Как думаешь, каким бы был мир без дизайна?
– Он был бы хаотичным. Дизайн – это то, что делают люди. Но он очень похож на то, что делается в природе. Природа уже создана, она гармонична. И все ее принципы мы соблюдаем в дизайне. А без людей мир гармоничен сам по себе.
ISsoft в поиске талантов! У нас открыты вакансии UX и UI дизайнеров для специалистов с опытом работы. Присоединяйся!