Обсудить с начальством актуальные темы и поговорить о личном на рядовом митинге не получится: времени хватает только на решение рабочих вопросов. Но один из участников местной секты «синих баек» и, по совместительству, технический директор ISsoft Геннадий Черкес нашел бракованные сутки из 25 часов.
Продолжая тему синего: дает ли байка какую-то привилегию, кроме парковки за шлагбаумом?
Конечно. Можно называть ISsoft «моя компания». Говорить с полной уверенностью в мегатонном весе каждого слова, наполненном при этом глубоким историческим смыслом.
Кто больше вас работает в компании?
Больше меня – никто, но два товарища работают точно столько же.
Представьте: 30 мая 2003 года сидел за компьютером дома, никого не трогал. В дверь постучали. Двое. Игорь со своим другом – Сашей. Игорь Эпштейн – воплощение деловитости, Александр Шнеерсон – воплощение энтузиазма. Энергетика тех тридцатипятилетних парней была заразительной. Ответ на ваш вопрос – старт был синхронный, стартовали тогда втроем, но команда росла быстро.
Не надоело ли столько лет работать в одном месте?
«Компания формально одна и та же, но она постоянно разная. Каждый год – новые вызовы», – подмечает Геннадий.
Если чего-то не хватает, то на недельку в горы. В прошлом году катался с Эльбруса. Горы — это еще и профилактика «офисных заболеваний», типа завышенного самомнения. Перед стартом с того же Эльбруса все видится в ином, в истинном свете. А потом… хорошо внизу в офисе погреться, и порадоваться тихому программистскому счастью. До следующей «горы».
Как оказались на «горе» СТО?
Начинали бизнес на John Deere, мне там довелось быть тимлидом и архитектором. «Технический директор» лишь копия с предыдущей работы. Прижилось. (Смеется)
Как вы считаете, в каком направлении должен развиваться IT-сектор? Продукт или аутсорсинг?
Беларусь всегда была на пике IT-разработок. Уже подзабыли, что в начале создания персональных ЭВМ именно Минск был выбран центром этой разработки в рамках Союза и всех стран восточной Европы, включая Польшу, Чехословакию и т.д. Связь аутсорсинга и своего продукта подчиняется основным постулатам дедушки Гегеля: диалектике формы и содержания, и закона перехода количества в качество. Чем больше аутсорсинга, тем больше ресурсов готовится для разработки «своего». Чем больше «своего», тем больше о нас узнают, тем привлекательнее становится наш рынок для внешних заказов.
А что насчет майнинга биткоинов?
Честно!? О любых деньгах думаю крайне редко и мало. Всю жизнь получалось так, что деньги меня как-то сами находили. Счастье в другом, например, в любимой работе. Правда, не довожу себя до состояния Диогена Синопского, который жил в бочке и выбросил кружку, увидев, что ребенок пьет из ладоней. (Улыбается) При мысли тратить жизнь на майнинг биткоинов приходит внутреннее убеждение, что может быть все-таки тогда лучше в бочку.
А где вы заработали свои первые деньги? Кем приходилось работать?
Первые деньги заработал в колхозе на обработке зерна в седьмом классе. Платили нам по 12 копеек за тонну. До рубля в день выходило! А потом был прогресс – на втором курсе БГУ ФПМ разгружали вагоны на ликероводочном заводе. Один вагон за 4 часа – 25 рублей в кармане. Затем прошел через три студенческих стройотряда. Там работа и деньги уже были «взрослые». Наверное, приходилось заниматься почти всеми строительными делами.
После ВУЗа работал только программистом. В 1988-м в НИИ ЭВМ как ведущий инженер, получал 175р, плюс программировал для кооператива – это еще 900р в месяц! Мне повезло, я любил и люблю свою основную работу: программирование и лидерство в роскоши общения с профессионалами высокого уровня!
Что бы вы посоветовали джуниорам, которые приходят в ISsoft?
Junior – это легкая болезнь, которая лечится за короткое время без антибиотиков и хирургического вмешательства, если помнить, что внутри тебя живет senior. Помните это и, как губка, впитывайте информацию. Не теряйте время. С уважением относитесь к опыту других. А поднявшись выше, делитесь с коллегами, помогайте, а сами двигайтесь дальше. Это обязательно обернется позитивом в профессиональном росте. Очень многое значит позитивная энергетическая оболочка, которую вы создаете вокруг себя с первого дня работы в профессии. Обращаясь к мужской половине – всегда держите слово, которое дали. Чего бы это ни стоило. Главное – порядочность. Все остальное приложится.
Никогда не хотелось все бросить и уехать фрилансить где-нибудь у моря? Или открыть ресторанчик?
Точно нет. Я коллективный игрок. Мне с детства везло работать с такими «монстрами» в программировании и электронике, что дух захватывало. Было здорово, когда днями и ночами в коллективе профессионалов сочиняли, например, софт для наведения ракет, зная, что укрепляем «щит Родины», или, когда разрабатывали первую платежную систему в Беларуси со всякими там цифровыми подписями. Законно гордились позитивными результатами. Так что ресторанчик не подойдет хотя бы потому, что очень люблю свою основную профессию.