К списку

История одного ментора

11 октября 2019

Второй сезон программы менторинга в BA-отделе ISsoft заканчивается, а значит самое время поговорить с BA Lead Катей Кичкайло, которая второй раз помогает вливаться в коллектив и рабочий процесс очередному менти.

После университета я три года работала в ИТ-компании на позиции с обязанностями бизнес-аналитика, которые, правда, занимали лишь часть моего рабочего времени. Но благодаря им я поняла, что бизнес-анализ – это то, чем я хотела бы заниматься 100% своей загрузки. Так я пришла в ISsoft, когда в компании еще не было и двухсот сотрудников.

Был ли у тебя ментор, когда ты устроилась в ISsoft?

Да, за мной закрепили девушку-ментора, которая помогла мне понять проектные процессы. Тогда в компании еще не было программы менторинга, а был построен процесс по обучению BA-джуниоров на проекте. Например, по BA-активностям рассказывали, как эстимировать фичу, писать требования и другие артефакты. Я выполняла задания, меня проверяли и объясняли ошибки. Так все мы вливались в проект и изучали артефакты, которые требовал проект со стороны бизнес-анализа.

Как сейчас выглядит менторинг?

Менторинг – это когда сотрудник, у которого больше опыта, делится им с тем, у кого его меньше. Ментор – наставник, который помогает организовать требования, ответит на все вопросы и посоветует, как лучше, или направит менти. Я еженедельно провожу one-on-one митинги со своим менти. Если я чего-то не знаю, я могу открыто об этом сказать, предложить человеку поискать материалы, а потом вместе посмотреть, как это можно преобразовать и применить.

Все менторы компании предварительно проходили обучение, а потом руководители программы подбирали для них протеже, чтобы мы были максимально совместимы. Программа менторинга длится девять месяцев, которые сейчас подходят к концу уже во второй раз.

Часто бывает, что на проекте лишь один бизнес-аналитик, которому не всегда могут помочь ребята из команды с позиции бизнес-анализа, тогда ментор – отличный вариант с опытом, которому можно доверить все свои рабочие вопросы.

Сейчас моя протеже – девушка, которая в такой же ситуации: единственный BA на проекте. Мы регулярно встречаемся, каждый раз нам есть что обсудить. Например, она хочет разобраться в какой-то теме, чтобы применить ее на проекте, или мы прочитали часть книги по user story и думаем, как это можно внедрить на проект. Мы разбираем реальные кейсы и новое изученное менти старается применять на практике у себя на проекте.

Нужно понимать, что на установку доверительных отношений с менти может уйти два месяца менторинга. Одно дело, когда человек приходит и спрашивает лишь общие вопросы, а другое, когда он делится тем, что произошло на митинге и спрашивает совета.

Чаще всего менторы нужны junior-специалистам. Более опытным ребятам тоже полезно, так как они сталкиваются с разными рабочими моментами, по которым им хотелось бы посоветоваться.

Когда ты решила, что хочешь быть ментором?

До официальной программы менторинга мне не раз приходилось помогать коллегам. Я делала это с удовольствием и интересом. Когда в компании возникла идея создать такую программу, а потом меня туда пригласили, я уже примерно понимала, что нужно делать и что меня ждет. Поэтому согласилась. Особым испытанием стало то, что мне предстояло проводить on-one-one с незнакомым мне человеком, да еще так, чтобы он к тебе прислушивался. Но все приходит с опытом, думаю, у меня получается.

Зачем ты занимаешься менторингом?

Думаю, потому что знаю, что помогаю человеку. Я вижу результат: менти становится более уверенным, что-то преобразуется в его команде, меняется на проекте, изменяется с требованиями.

Мне нравится быть наставником. Ведь менторинг, прежде всего, для тех, кто готов делиться и благодаря этому учиться слушать, слышать и находить решения для разных ситуаций.

Возможна ли дружба между менти и ментором?

Скорее да, чем нет. Да и у каждого свое представление настоящей дружбы. На мой взгляд, мне не удалось, чтобы менторство превратилось в настоящую дружбу. При менторстве между вами должна оставаться небольшая грань. Конечно, когда ты к человеку относишься открыто и искренне, то и он к тебе. Скорее, у менти появляется человек, к которому всегда можно обратиться за помощью или советом. Конечно, мы также обсуждаем и общие нерабочие темы. Такие разговоры помогают понять ценности собеседника, что ему важно и на что он обращает внимание. Да и мне на самом деле это интересно.

Есть ли у тебя правила, которых ты придерживаешься?

У нас был целый курс по менторингу: и теория, и практика. Конечно, там хватало интересных нюансов при общении с менти. Все перечислять не буду, выделю пару вещей.

  • Регулярность встреч. Если человек просит отменить митинг, то мы его переносим. Не бывает недель без встреч, кроме кейса, когда кто-нибудь в отпуске или на больничном.
  • Открытость. Между ментором и менти отношения должны быть доверительные. Если протеже что-то не нравится, то всегда прошу об этом рассказывать сразу. Хочется, чтобы не было ситуаций, о которых узнаешь спустя несколько месяцев, когда делал что-то зря. Иногда просто достаточно сменить курс движения.

Были ли у тебя ошибки?

Скорее да, чем нет.

У меня были два абсолютно разных менти. С первым мне казалось, что контакт настроен, но потом я поняла, что, на самом деле, он настраивался долго. При этом у него на проекте было все хорошо, как по его словам, так и по фидбеку коллег. Человек был достаточно закрытый. С ним мы придумали список тем, которые проходили. Не сказала бы, что это был чистый менторинг.

Второй менти – другой подход. Тут уже человек сам приходил и задавал вопросы, говорил, что ему интересно и с чем он столкнулся. Вместе получалось что-то улучшить, а что-то преобразовать. Такой подход работы мне ближе.

Что дает тебе менторство?

Наставничество помогает структурировать знания, посмотреть на ситуацию со стороны, увидеть другое клевое решение, которое нашел менти. Кейсы протеже дают понимание того, как много интересных ситуаций и как с этим справляться.

Что делать тому, кто хочет стать ментором?

Надо пробовать себя в роли наставника, начать с чего-то маленького, например, с onboarding активности на проекте. Например, на проекте появляется новый человек, вы можете вызваться рассказать о домене или рассказать о каком-нибудь процессе, который установлен на проекте или дать практическую таску, чтобы научить написанию артефакта.

Также важно понять, нравится ли вам обучать других людей. Можно сравнить любовь к обучению других с публичными выступлениями: есть те, кто любят лично делиться, но не любят выступать, и, наоборот, те, кому нравится делиться информацией с большим количеством сразу, а тет-а-тет  шарить знания не тянет . Главное, чтобы вам нравилось и процесс вас увлекал.

Также можно почитать про менторинг, найти организаторов и участников менторинг-программы у нас в компании, собрать информацию и подумать, как это реализовать. Успехов!

Tags: