Взлетать силой мысли еще может не каждый, но полеты без пилота стали общедоступной обыденностью. Оператор беспилотного летательного аппарата, фотограф, сотрудник ISsoft Дмитрий Олейник, не теряет надежды полетать не только с помощью беспилотного аппарата. Он решил поделиться своим хобби – управление квадрокоптером.
Откуда и как давно ты узнал о квадрокоптерах?
Все началось с увлечения видео. Тогда у меня была GoPro Hero 3. Мне нравилось снимать с необычных ракурсов, например, надеть камеру на ребенка и увидеть мир его глазами. Из зарубежных материалов я узнал о квадрокоптере, компании DJI. Узнав, что камеру можно закрепить на дрон, сразу захотел себе самый феноменальный ракурс на то время: с высоты птичьего полета. В Беларуси купить их было негде, поэтому ездил в Москву за квадракоптером от DJI Phantom 2, который позволял монтировать двухосевой подвес Zenmuse для камер GoPro. Так начался бум энтузиастов. Модели дронов были достаточно устойчивыми, позволяли подниматься на разную высоту и при желании даже транслировать картинку на землю. Но для многих возможностей нужно было докупать детали, поэтому у тебя получался конструктор: квадрокоптер с пультом, подвес, экран, прибор для приема и передачи картинки, аккумулятор и зарядки для питания всех устройств. До того, как я присоединил экран к пульту управления, он крепился на обыкновенный штатив. В полевых условиях в ход шло все: и изолента, и чемодан для посуды, который я приспособил под переноску всего комплекта, и взлетно-посадочное место. Радиус полета был маленький, максимальная дистанция в идеальных погодных условиях составляла 1200 метров. Сейчас – это 13 км без ветра, как обещает производитель, но у меня другие задачи в воздухе, поэтому подтвердить это не могу.
Много сменил дронов? Какие функции есть сейчас?
Сейчас у меня третий квадрокоптер. Появилось много режимов, о которых раньше и мечтать не доводилось. Например, «obstacle avoidance mode» – позволяет избежать столкновения с предметами, «tap and fly» дает возможность программировать траекторию полета квадрокоптера так, что вам ничего не придется делать, пока он летает. Здорово, что дроны стали очень мобильными – можно взять их с собой, вместив в рюкзак.
В новейших моделях уже есть «gesture control» – управление руками, жестами.
В инструкции квадрокоптера написано, что он может взлетать на высоту до 500 метров, но на деле все зависит от погодных условий. Разрешенная высота в Беларуси – 100 метров (33-этажный дом).
Нарушаешь?
Конечно, нет! (Смеется) Я аккуратный пилот. Возможно, поэтому мои фотографии не такие крутые, как у тех, кто нарушает закон и оказывается в нужном месте в нужное время на запрещенной высоте. Летать на большой высоте может и ребенок, куда сложнее маневрировать на малой высоте вблизи объектов, делать облеты, пролеты, получать так называемую «киношную» картинку. Однажды взлетал с движущейся яхты – это было испытанием, потому что я запускал аппарат с руки в режиме автоматического взлета. Тогда мне повезло! Второй раз в обычных условиях аппарат упал, похвастаться не удалось.
Что дает такое хобби?
Мне нравится видеть привычные вещи заново, с другой стороны. Мне нравится авиация. Мой отец был военным летчиком, но учиться на пилота не рекомендовал, заканчивались голодные 90ые, летать было не на чем и не за что. Но эта мечта остается мечтой, которую я воплощу в реальность, как только появятся нужные ресурсы. В целом я люблю технологии, инновации, здорово прикоснуться к тому, что несколько лет назад казалось чудом техники. Также это увлечение дает возможность совмещать любовь к фотографии, истории и путешествиям.
Недавно я стал членом Белорусской федерации беспилотной авиации (БФБА). Членство дает возможность общаться с единомышленниками, пропагандирует правила безопасных полетов, решает вопросы легализации коптеров и частоты приема-передачи в Беларуси.
О каких возможностях квадрокоптера ты мечтаешь?
Конечно, все бы сказали, что хотят час полётного времени, 8K разрешение, видео 60 кадров в секунду, работу без шума, компактность, но все это будет реализовано чуть позже. На данном этапе развития производство ушло в «технический тупик», нужны прорывы в науке, чтобы двигаться дальше.
Большинство того, что хотелось воплотить, уже в разработке. Например, дроны-амфибии, транспортировка людей и грузов, большая автономность и устойчивость.
Так, в Нидерландах ребята разработали модель: доставку первой помощи на место происшествия – это круто. Там шла речь о дроне-дефибрилляторе, который будет на месте раньше, чем скорая помощь. Прохожий сможет помочь пострадавшему, вызвав по телефону коптер и следуя инструкциям врача на его экране.
Еще одно применение в спасении – дрон-спасатель, который приносит утопающему спасательный круг быстрее самых молниеносных спортсменов.
Использование тепловизоров как второй камеры, например, помогает при поиске пропавших людей, уменьшает затраты и снижает риски при обследовании ЛЭП, вышек мобильных операторов и других технологических объектов.
Я бы хотел видеть больше практически реализованных проектов с использованием беспилотников, сельское хозяйство, спасение людей, топография. Увлекся созданием воздушных 3D панорам, как насобираю материала – сделаю виртуальную экскурсию по Минску. Планирую попробовать создание 3D моделей и карт из фотографий, такие используются в строительстве, добыче полезных ископаемых или инспекциях.
Конкурс! У тебя есть хобби поинтереснее? Хочешь поделиться со всеми? Присылай сообщение по адресу alesyasereda@coherentsolutions.com и участвуй в конкурсе хобби. Приз – корпоративный рюкзак. Победитель определится путем подсчета лайков в социальных сетях (fb, vk).