Первого апреля 2020 года факультет прикладной математики и информатики БГУ празднует юбилей — 50 лет. Мы поздравляем ФПМИ и благодарим факультет за талантливых выпускников и внимательных преподавателей. Желаем и дальше быть вторым домом для будущих профессионалов сферы ИТ и науки, и создавать теплые воспоминания о студенческих годах.
В ISsoft работает много выпускников ФПМИ. Мы предложили им поделиться теплыми воспоминаниями о любимом факультете.
Геннадий Черкес, CTO ISsoft, окончил университет в 1979 году
Мне запомнилось многое: поездки на картошку, познавательные пары и тяжелые экзамены. Но хочу рассказать о здоровом чувстве юмора руководства факультета.
На первое апреля на кабинет декана, у которого было несколько замов, студенты повесили большой и нагловатый плакат, как на картинке ниже.
К моему удивлению, руководство оценило шутку и плакат долго “украшал” дверь деканата.
Кирилл Саколин, Java engineer, выпускник 2007 года
Я расскажу вам несколько забавных историй:
“Как я единственный из группы сдавал экзамен по программированию”
Первый курс. Первая сессия. Впереди экзамен по программированию на Ассемблере. В конце семестра у нас был коллоквиум. Для зачета необходимо было набрать 40%. Программировать на Ассемблере на листике бумаги то еще удовольствие. К счастью, в качестве опции преподаватель разрешил писать на Паскале, но за половину баллов. Я смекнул, что если напишу все на Паскале, который очень хорошо знаю со школы, то мне как раз хватит на зачет. Баллов действительно хватило, но преподаватель обозвал меня “Паскалистом”. А на консультации перед экзаменом все получили автомат, кроме меня.
“Как мне пришлось изменить свой почерк”
На одной из сессий мы сдавали зачет по математической статистике. Там очень много формул, и готовиться к нему, по традиции, я начал за день. Делать качественные шпаргалки я всегда ленился, поэтому просто выписал все формулы на тетрадный лист и взял его с собой. В аудитории я спрятал листик под своей партой. Зачет начался. Преподавательница ходила по аудитории и наблюдала. Идя с конца класса, она заметила, что у меня под партой что-то лежит. Конечно, моя шпора была обнаружена, но я не признался в том, кто ее владелец. До нас в аудитории сдавали этот же зачет другие группы. Мне попался достаточно легкий вопрос, да и формулы я запомнил, пока готовил шпору. Я даже самый первый в группе закончил и сдал свою работу. Однако преподавательница попросила меня задержаться и начала сравнивать почерки. Но не тут то было. Когда она забрала мою шпору, я догадался, что мне нужно кардинально поменять почерк, чтобы не попасться. Пришлось писать максимально размашисто и неаккуратно. Она нашла сходство в букве “в”, на что я предложил ей найти похожую букву в ее почерке. Так, я сдал зачет, и моя маленькая шалость осталась нераскрытой.
“Белорусская магия”
Наверное, у всех были очень разносторонние преподаватели. Вот и у нас был очень необычный педагог по белорусскому языку, на первое занятие которой мы направлялись. Знакомые из другой группы порекомендовали спросить у нее про магию. Что я и сделал. “А это правда, что вы первый в Беларуси дипломированный белый маг?”, — спросил я, и мы целую пару слушали весьма впечатляющие истории про белую, черную и серую магию.
“История о том как красота мотивирует”
Однажды у нас запустили факультатив по немецкому языку. Я четыре года изучал его в школе, поэтому решил туда походить. Пришел я на первое занятие, со мной в аудитории было человек десять. Занятие прошло просто отлично. Особенно запомнилась молодая преподаватель — невероятной красоты девушка. Слухи о новом педагоге разлетелись настолько быстро, что на второе занятие по немецкому был аншлаг, пришли даже ребята с параллельного потока. К сожалению, истинная причина неожиданно возросшего интереса к немецкому была быстро раскрыта. И уже через пару занятий нашу сказочную преподавательницу заменили просто хорошей женщиной пожилого возраста. В итоге на факультатив ходило даже меньше человек, чем было на первом занятии.
Михаил Сагалович, QA Automation & DevOps Department Manager, окончил ФПМИ в 2007 году
“Смешная история”
Как-то раз преподаватель, славившийся своим достаточно легким отношением к жизни (в свободное время совсем не пренебрегавший возможностью выпить), показывал нам доказательство некой теоремы. На каком-то этапе доказательства надо было выписать несколько вариантов решения задачи и один за другим их перебирать, отметая лишние. Методом исключения остаться должен был только один. Однако в итоге мы пришли к тому, что все варианты лишние. Преподаватель задумался, пробормотал что-то типа: “Я что-то где-то пропустил”, и “завис” на несколько секунд. После этого с радостным криком “О! Я знаю, где я перебрал!” побежал исправлять доказательство.
“Поучительная история”
Я до сих пор страдаю от моего “математического” (как я думал) склада ума, вероятно, заложенного школьным образованием. В данном контексте я имею в виду абсолютную точность вычислений и выводов. В жизни, однако, гораздо больше неопределенности и нестабильности, которые мне долгое время казались чем-то “нематематическим”, “гуманитарным”.
С тех пор, как я стал менеджером, я только и занимаюсь тем, что воюю с этой неопределенностью. При чем тут математика и ФПМИ? При том, что я наконец понял, насколько полезным был курс по математической статистике и теории вероятности! Во время обучения это все казалось мне какой-то не той математикой, занимающейся чем-то неточным, предположительным, зависящим от неизмеримых со 100% точностью факторов. Благо, я все равно учился и что-то помню, и это очень помогает как в повседневной практике, так и морально, ведь я осознаю, что, несмотря на всю неопределенность, математически мои задачи решаемы с достаточно высоким уровнем качества, а принципиальная решаемость задачи для любого математика является одним из главных мотиваторов.
Это осознание сейчас заставляет меня сказать спасибо и простите, что я был такой дурак, самой веселой кафедре ФПМИ – кафедре ТВиМС.
Елена Богданович, Team Lead, выпускница 1994 года
На первом курсе мы отправились помогать сельскому хозяйству — в Будслав на картошку. Как известно, на ФПМ очень творческие студенты, поэтому среди нас было много музыкальных и хореографических талантов. Я, например, танцевала народные танцы и умела играть на гитаре. В колхоз отправляли тогда аж на месяц. Однажды, к выходным, мы устали собирать картошку. Нам стало скучно, мы решили собрать агитбригаду и отправиться на гастроли в ближайшие колхозы. Преподаватели нас поддержали и также участвовали в номерах. В одном из них я играла на гитаре с нынешним доктором наук факультета Малюгиным Владимиром Ильичем, моим тогдашним куратором. Кроме этого я танцевала лявониху, играла на гитаре “А напоследок я скажу” из кинофильма “Жестокий романс”. В общем было очень тепло и весело, нас с радостью встречали в колхозах и даже вручили мне грамоту от Будславского колхоза за активное участие в жизни колхоза.