Понятие «творчество» всегда было субъективным для одних «творческий» – человек искусства: художник, поэт, исполнитель или музыкант. Другие считают «творческими» людей, создающих что-то новое в науке, технологиях… Но начальник отдела технической поддержки ISsoft Матвей Монтволинский сумел совместить в себе все грани «творчества».
Что же для тебя значит слово «творческий»?
Понятно, что этимология от «творить»… Но я, к сожалению, не могу дать четкого определения этому слову. Возможно, «творческий» означает желание обмена какой-то энергией. Думаю, если бы кто-то точно это знал, все были бы творческими людьми. Но я считаю, что творчество может и должно быть в любом деле. Все что угодно можно делать творчески…
Мало кто в компании знает о том, что тебя можно назвать музыкантом и режиссером. Администрирование и две эти сферы всегда были параллелями в твоей жизни?
Безусловно. Программировать я начал еще в детстве. Сначала это были алгоритмы на программируемых калькуляторах типа МК-61. Потом появились компьютеры, которые стоили целое состояние. Некоторое время мы брали ПК (как этот девайс тогда назывался) на прокат, а в 11 классе уже появилась возможность купить собственный. К тому времени я окончил музыкальную школу по классу фортепиано, а чуть позже и по классу гитары. Мама у меня выпускник отделения Радиофизики при Физическом факультете БГУ и всю жизнь работала по специальности с приборами СВЧ, а папа – артистом хора Гостелерадио, и, честно говоря, не очень хотел, чтобы я шел в искусство, потому что знал ситуацию изнутри. Вот так музыка и техника шли параллельными курсами: утром средняя, потом музыкальная школа, а после нее бегали с моим одноклассником играть на компе к его другу – Вите Кислому.
Наверное, сложно было определиться c выбором вуза?
Мне с детства было интересно паять разные электронные штуки, любил физику и программирование, поэтому я пошел в БГУ на факультет Радиофизики и электроники, где все это волшебным образом совместилось. Одновременно я поступил на подготовительное отделение по вокалу в Белорусскую государственную консерваторию. В итоге, проучившись два года, победил вуз с военной кафедрой – БГУ. Но с первого курса я пел в хоровой капелле БГУ, с которой неоднократно ездил на различные международные конкурсы, тогда же состоялось мое знакомство с ребятами из Театра авторской песни «Эскиз». С Театром связана большая часть моей жизни, в нем я состою и сейчас. Финалом, после получения диплома, по специальности «радиофизик» стало мое распределение – ассистентом режиссера на БТ.
Теперь из технического вуза так распределиться можно, наверное, только благодаря связям с ректором. Как так вышло?
О, это гениальная история (смеется). Надо сказать, что мой родной факультет всегда славился тем, что из его стен выходят потрясающие люди, работающие, наверное, во всех отраслях: музыканты, писатели, шоумены, политики, режиссеры, прекрасные ученые и инженеры, спортсмены… Но в моем случае все получилось достаточно просто. Каждому студенту давали бланк, который должен был заполнить и завизировать руководитель принимающей «молодого специалиста» организации. А дело-то было летом – все в отпусках. И так получилось, что в моей справке расписался сам Григорий Леонидович Кисель, который был тогда председателем Белтелерадиокомпании, и должность которого в то время приравнивалась к министерской. Кто ж будет возражать?
Так вышло, что мой друг-режиссер через какое-то время ушел с канала, и я занял его место – продолжил создавать программу «Темная комната», которая была обо всем: от секса и наркотиков до бомжей и Иностранного легиона. С прямыми включениями, опросами на улицах, скрытой съемкой, репортажами и живой музыкой, подходящей к теме выпуска. Часто я исполнял песни и мелодии собственного сочинения, много использовалось песен друзей из «Эскиза». Так в двадцать с небольшим лет я наполнил свой резервуар с названием «Тщеславие»: тогда существовал лишь один телеканал и меня узнавали на улицах, я был знаком с кучей очень влиятельных и известных людей, а еще я был завидным владельцем красного пропуска-книжечки, открывавшей любые двери, в которые простому смертному было не попасть.
Сейчас тебя не зовут обратно?
Даже если зовут, это не значит, что я вернулся бы. Думаю, я достиг своего потолка в журналистике и закрыл эту страницу. Все-таки IT-сфера сейчас мне намного ближе. Здесь я нашел свое настоящее место.
После БТ я совмещал работу системного администратора и ведущего информационных программ на радио. Сначала в 1998-м мы с друзьями открыли радиостанцию «Радио Стиль», сегодня она известна как «Пилот-FM». С другими ребятами в 2000-м – радио «Unistar», которому я посвятил следующие шесть прекрасных лет.
Как оказался в ISsoft?
В компании в тот момент искали второго системного администратора. Я решил попробовать – пришел на собеседование, встретился с выпускником моего факультета – Сергеем Гилевским, папа которого преподавал еще у нас в университете, рассказал про свой опыт-знания-умения… и вопрос трудоустройства был решен.
За 12 лет работы в компании ты вырос из простого системного администратора до HelpDesk Manager. Как развивался отдел? Всем ли компаниям необходим HelpDesk?
Когда я пришел в ISsoft, в компании работало около восьмидесяти человек. В HelpDesk нужды не было, все технические проблемы решали системные администраторы как часть своей работы. Сотрудников немного – значит и заявок соответственно, мы достаточно легко находили время, чтобы ответить на двадцать звонков и писем в день. С ростом компании родилась идея создать определенную службу, которая занималась бы обработкой и выполнением таких заявок. Шесть лет назад 1 апреля мы открыли отдел HelpDesk, который я и возглавил. Наш портал «HelpDesk» — собственная разработка компании, ее писали с учетом всех внутренних потребностей. Но работаем мы не только в ней. Некоторая часть сотрудников (в основном из тех, с кем мы вместе все эти двенадцать лет) пишут в скайп, на почту или по-старинке звонят, когда случаются какие-то проблемы вместо того, чтобы просто написать тикет. Но мы с этим боремся (смеется).
Больше десяти тысяч выполненных тикетов за 2017-2018 год.
За июль 2018 закрыта тысяча тикетов.
Распределение тикетов за последний год:
- 30% Железо
- 23% Софт
- 16% Лицензии и подписки
- 12% Обслуживание офиса
- 8% Документация
- 7% Переезды
- 3% Разное
- <1% Security Incidents
И все же, почему ты выбрал администрирование, а не разработку?
Лично мне писать код – скучно. Хотя… это тоже творчество своего рода. В написании кода используются стандартные методы, языки, процедуры, в администрировании – сплошные исключения, поэтому его нельзя выучить или наоборот – преподавать кому-то. Администрирование – это чистый experience.
Какие необычные кейсы приходилось решать?
На самом деле их много: нам часто поднимают настроение. Из неразрешимых, пожалуй, организация шаттла между офисами и предоставление Subaru Forester под подъезд утром.
Был один тикет с просьбой поменять глянцевый монитор на матовый, потому что свет от лампы, отражаясь от блестящей поверхности, выжигает сетчатку глаза. Монитор, к слову, мы поменяли, а человека пересадили, от греха подальше. Ну, и постоянно приходят просьбы типа «Помогите, дома сломался компьютер!». Тоже приходится решать по мере возможности.
Мы еще не изобрели работающий прототип кнопки «Сделать все хорошо» для сотрудников. Поэтому главная задача HelpDesk – сделать все хорошо своими силами.
Как ты сейчас связан с другой стороной «творчества»?
В свободное время пою, сочиняю и играю на гитаре. Иногда выступаю на телевидении и на радио, пару раз в год бывают сборные и сольные концерты на площадках Минска и за его пределами. Ну и продолжаем встречаться с «Эскизовцами», конечно.
Времени, правда, всегда не хватает, ведь HelpDesk – это любимая работа с графиком 24/7!