К списку

Вернуться в Беларусь после шести лет в Америке, и быть счастливым в ISsoft

18 апреля 2019

Релокация из Беларуси – шаблонный сценарий. А вот релокация в Беларусь уже поинтереснее. В ISsoft работает много разработчиков из других стран, но сегодня расскажем историю белоруса с двумя гражданствами, front-end developer’а Сергея Бобченка.

Какая дорога привела тебя в IT-сферу?

Моя дорога была длинной и начинается с «предсказания» моей первой учительницы. Первые пять лет я учился в Музыкальном лицее при Белорусской государственной консерватории по классу фортепиано. Кроме музыки, включая мой самый любимый школьный предмет сольфеджио, меня всегда интересовала математика. Когда меня решили перевести в другую школу, моя первая учительница писала на меня характеристику. В той характеристике были упомянуты мои способности к точным наукам и было предсказано, что моя жизнь отлично сложится с математикой. Учительница оказалась права. Проучившись с шестого по девятый класс в школе-лицее, я со своим одноклассником поступил в математический класс Лицея БГУ.

На крыльце Музыкального лицея при БГК.

Дальше события разворачивались еще интереснее. К окончанию лицея БГУ я понял, что очень не хочу осенью идти в армию. Поэтому для полного спокойствия нужно было поступить в университет еще до начала вступительных экзаменов. Ничего не оставалось, кроме как выиграть какую-нибудь олимпиаду (улыбается).

Для этого я пошел на олимпиаду механико-математического факультета БГУ, выиграв ее, можно было попасть на мехмат без экзаменов. Там я занял призовое место, и с армией вопрос решился, но все же я больше хотел поступить на ФПМИ, чем на мехмат. Поэтому пришлось покорять олимпиаду-«джокер» «Абітурыент Беларусі-98». Призовые места на ней позволяли поступать без экзаменов на ФПМИ БГУ, мехмат БГУ, любой факультет БГУИР, большинство факультетов БГПА. Мне снова удалось занять заветное призовое место, и я смог выбрать факультет прикладной математики и информатики БГУ своей альма-матер.

Выпускники нашей группы на факультете получили две специальности: программирование и актуарная математика. После окончания вуза несколько моих одногруппников устроились работать именно актуариями. Актуарии – это бизнес-специалисты, которые работают над анализом финансовых последствий рисков. Прогноз цены на нефть, курса биткоина и BYN, эпидемий, продолжительности жизни через 50 лет – это все рабочие вопросы актуариев.

The Department of The Treasury in Washington.

Вернемся на шаг назад. Как в твоей жизни появилось программирование?

В средних классах в школе начали преподавать информатику, но никто еще и не мечтал стать программистом. Мой первый компьютер появился лишь после окончания школы. Это был 1998 год, появление компьютера до 1998 года у нас считалось невероятным событием. У него было целых (!) 64Mb оперативной памяти, винчестер на 4.3Gb, и он стоил почти $1k (вместо поездки на море). В течение двух месяцев к нему совершали паломничество все мои друзья. Нет, не для того, чтобы поиграть в NFS II SE. А как на работу: успешно установить Windows 98. ОС устанавливалась, однако компьютер через некоторое время «зависал».

В университете я занимался программированием не намного больше, чем требовала того программа, так как на тот момент больше хотел стать актуарием. На последних курсах обучения работал в страховой компании, в которую планировал распределиться после окончания университета.

А потом вышло так, что я уехал в США, выиграв Green card в лотерею.

Ты мечтал о виде на жительство в США, поэтому участвовал в Green Card lottery?

Однажды я позвонил другу-соседу, а он в этот момент заполнял форму для участия в лотерее Green card. И тогда я тоже загорелся идеей переезда в США. Мне повезло с первого раза: через полгода я уже думал, как, когда и куда переезжать в США. Другу повезло не так быстро, но он уже достаточно давно живет в Америке.

Капитолий в Вашингтоне.

Сложно было переезжать в США?

Нет, хотя много чего перед отъездом нужно было успеть сделать. Я не сжигал мосты. По моим наблюдениям, с каждым годом людям переезжать все проще. Это в 1980-90-е из Беларуси люди уезжали с установкой «навсегда». При переезде у меня на руках был оффер на должность разработчика в одну компанию в Бостоне, а еще под Бостоном жил друг, у которого я должен был поселиться. Когда стало известно, что я перееду в США, у меня появилась цель в течение нескольких лет сдать актуарные экзамены и устроиться актуарием.

Первые месяцы в Америке я пребывал в эйфории от всего происходящего. Мы с друзьями жили недалеко от океана, работали в самом центре Бостона, в субботу отправлялись в горы к заснеженным вершинам, а в воскресенье загорали на берегу и плавали в океане. Это был отличный пример того, как надо жить в 25 лет (смеется). Однако люди привыкают к хорошему; так уж мы устроены, что стремимся заполучить то, что в данный момент времени труднодостижимо.

А как же проблемы с английским? Сталкивался ли ты с трудностями из-за своего уровня языка?

Конечно, как и многие вначале. В первые дни для меня не было существенной разницы, говорит соседка-китаянка Shannon со мной на китайском или все же на английском. Несколько дней спустя я уже прекрасно отличал китайский от китайского американского английского. На самом деле с английским у нее все было прекрасно (смеется). Сначала тебе помогают, а через пару недель или месяцев уже ты сам помогаешь новоприбывшим открывать банковский счет и решать иные вопросы, в основном по телефону. Адаптация проходит не так долго, как кажется.

В командировке в США от ISsoft в 2014-м году.

Расскажи про свой опыт жизни и работы за границей

Началось все с job offer’а, по которому я приступил к работе уже через неделю после приезда. Языком программирования был Visual basic for applications, а занимался я объединением данных с разных брокерских счетов своего босса.

В дальнейшем я приступил к реализации своего плана и стал готовиться к сдаче двух актуарных экзаменов Американскому обществу актуариев, чтобы достичь своей цели. Для этого, конечно, требовалось подтянуть уровень английского до native speaker’а. Я купил необходимую мне литературу и полгода усиленно готовился к экзаменам. Один из них можно было сдавать четыре раза в год, другой – два, в результате мне удалось сдать оба со второго раза. И я решил, что пора переезжать на этот раз из Нью-Джерси, где я успел пожить и на острове, и на полуострове возле залива Делавэр, в Нью-Йорк. К тому моменту моя мама тоже переехала в США, выиграв Green Card в лотерею ровно через год после меня.

Забегая вперёд, скажу, что через 2 месяца после переезда в Нью-Йорк, успев немного обосноваться, я отправил маму в Беларусь купить дом в деревне. В придачу к дому шло более полуакра земли с яблоневым садом. Нет-нет, я туда не собирался переезжать на ПМЖ, тем более на зиму. Это было для души, ведь у меня в детстве не было деревни. Было очень весело прожить год в Нью-Йорке, а затем махнуть в Минск, и на следующий день оказаться в белорусской деревне, косить траву. В деревне я по-доброму называл односельчанина «немцем» (у него дочь в Германии, он туда часто ездил, хозяйственный) за то, что он меня – американцем. Квиты. Паритет.

После приобретения участка на родине и ежегодного покоса там травы тяга возвращения в Беларусь заметно уменьшилась. Чтобы смотреть на мир еще шире, а не оглядываться в прошлое, я также купил участок на Луне. 

Друг отговаривал меня от переезда в Нью-Йорк для поиска работы актуарием, все советовал начать с места попроще. Но мне было море по колено. Мой рекрутер, который нашел меня через Интернет и помогал проводить телефонные полуторачасовые интервью на актуарные позиции по всей Америке, уговаривал меня соглашаться при открывшейся возможности переехать в Питтсбург или штат Техас. Но переезд из Нью-Йорка в другой регион США меня уже не интересовал, в том числе и по личным причинам. После Нью-Йорка – только в Минск! Возникло непреодолимое желание, будто спортивный интерес, — завершить цикл, переехать в Минск, чтобы двигаться дальше. Как потом уже у меня спрашивали, а если зарплата будет в 5 раз больше, ты останешься в США? Я отвечал: нет, я в 5 раз быстрее перееду в Беларусь.

Следует отметить, что актуарием мне не довелось поработать. Путь для этого должен был быть более долгим, чем я выбрал. Интересным фактом для меня было то, что после телефонного интервью на актуарную позицию в компанию AIG я был приглашен туда на второй раунд интервью, в даунтаун Манхэттена. Через 2 недели я узнал, что меня не взяли. А после этого случился финансовый кризис в США, и AIG не сходила с экранов телевизоров долгое время, вписав себя как одного из центральных игроков в кризисе 2008-го года. А ведь могло быть все иначе (улыбается).

Потом поменялись приоритеты. Два года я посвятил стартапу, зарегистрировав для этого компанию.

И ты решил вернуться в Беларусь?

Не совсем так. Я приезжал в Беларусь примерно раз в год в отпуск и внимательно прислушивался к своим внутренним ощущениям. И начал задумываться о том, что если желание переехать в Беларусь не пропадет, то я вернусь. У меня тогда еще не было своей семьи, и переезд не представлял никакой сложности. Когда я получил второе гражданство, у меня появилось право на ошибку: в случае необходимости повторного переезда я терял только время.

Почему решил работать программистом в Минске?

Последние годы в США я работал над стартапом вместе с другом. На frontend это был HTML, CSS, JS (и немного jQuery); на backend – MySQL и PHP. Когда я решил, что перееду в Беларусь, в планах было удаленно контролировать работу стартапа и постоянно приезжать в командировки. Через несколько месяцев после переезда в Минск стало ясно, что стартап не «взлетел». Запасным планом была работа в Минске разработчиком.

Тут-то ты и пошел в ISsoft?

Я просто разместил резюме. Одна из компаний, которая пригласила меня на собеседование, была ISsoft. На втором этапе интервью в другой компании, предложение которой было мною принято, я решил больше не ходить по собеседованиям. В итоге всем разослал письмо со своим решением, но Жене Чирич как-то удалось убедить меня прийти в ISsoft на второе собеседование. Так я оказался в ISsoft. Помню, Женя тогда сказала, что я не пожалею, и я действительно не пожалел.

Какие теплые воспоминания остались за период переезда туда-обратно?

С теплотой вспоминаю свой отъезд из Беларуси. Когда я уезжал в Бостон, то рассказал об этом всем друзьям, пригласил всех на пикник с ночевкой на Вилейском канале. Приезжало и уезжало очень много людей, в самый пиковый момент было более тридцати человек. Эти два дня я запомнил навсегда – столько близких людей, такие теплые остались воспоминания.

По приезду в США первые несколько месяцев все было настолько ярко, позитивно, весело и здорово. Я с другом-одноклассником шутил и смеялся столько, сколько в жизни до этого никогда не смеялся. Мною замечено, что в среднем люди в США веселее, чем в Беларуси. Есть надежда, что это всего лишь из-за климата (смеется).

Где-то за месяц до моего отъезда из США в Беларусь я тоже встречался с одногруппниками. В Нью-Джерси. Четверо одногруппников. Мы шутили, что ежегодное место встречи кафедрой уже имеет смысл делать в Нью-Джерси, а не под Минском. Было очень душевно и необычно встречаться такой компанией на другом краю света.

Есть еще один яркий момент, который не относится к переездам, но относится к теплым воспоминаниям. В 2013 году я стоял на крыльце ISsoft, после рабочего дня. Тогда я задержался допоздна, пора было ехать домой. А я стоял и понимал, что я дома.

Неужели в Беларуси лучше жить, чем в США?

На Беларусь смотрю с оптимизмом, иначе я бы тут не жил. Некоторые вещи меняются к лучшему, хочется верить, что так будет и дальше. Но, конечно, США – страна, где все есть для счастливой и комфортной жизни. И я прекрасно понимаю, что мне повезло, ведь у меня всегда есть возможность изменить свою жизнь. В США у меня остались друзья, а в Беларуси есть и друзья, и близкие, а также любимая работа.

Чтобы назвать все причины, почему я решил переехать обратно на Родину, думая над этим, будто решаю математическую олимпиадную задачу, несколько лет, сравнивая страны, взвешивая сотни «за» и «против», оценивая риски как актуарий, понадобится исписать много страниц. Может быть, я займусь написанием этой «энциклопедии» на пенсии. Также с некоторой осторожностью осмелюсь заметить, что человек часто поступает как существо иррациональное, потому-то он не всегда может объяснить, почему хочется в один день сок, в другой – воду, а в третий – коктейль, почему его тянет сегодня в США, а через два года – снова в Беларусь.

Переезжая в Беларусь, я не был уверен (мы ведь не знаем наверняка, чего захотим через год-два-пять), что приеду надолго. Когда появилась такая возможность, я просто перестал ломать голову, где же лучше, и живу там, где хочется в данный момент времени, где душе комфортно.

Быть может, лучше меня поймет и тот, кто послушает эту песню… [https://dl.dropbox.com/s/20iasue560nevp4/2005-Aug_Massachusetts.mp3 ]. Это мой друг-«руммэйт» тихонько нажал на запись, когда я играл на гитаре дома под Бостоном еще в 2005-м году. Пел я и веселые песни, но записал он зачем-то именно эту (улыбается). Вот и приходится соответствовать…

Что посоветуешь тем, кто раздумывает над релокацией?

Если вы мечтаете уехать – уезжайте. Ведь мечты должны сбываться. Главное – делать все достаточно осторожно и оставлять себе возможности снова «походить» на то же самое «поле». Ведь может на самом деле быть так, что мнимое отступление – это большой шаг вперед.

Еще не побывав в США, но уже имея на руках визу с правом на работу в США, у меня были мысли, что я рано или поздно вернусь, или буду ездить туда-сюда, чтобы не ломать голову, где же лучше.

На мой взгляд, путешествовать и переезжать – самое интересное, что может быть в жизни, не считая отношений с людьми.

И вот ты уже шесть лет в компании, какой момент за эти годы самый запоминающийся?

Мой первый корпоратив в компании. Было очень приятно, что Женя Чирич пригласила меня на него за несколько дней до моего первого рабочего дня. Это был отличный способ подружиться с командой, который добавил мне импульса к работе и любви к ISsoft.

Откуда ты берешь вдохновение?

Я люблю свою работу. Я люблю то, что я делаю. И стараюсь работать так, чтобы заказчики были довольны работой со мной. К тому же я стараюсь подходить к своей работе творчески.  Все это дает мне мотивацию.

Также немаловажны для меня прекрасные условия труда и окружение. Я считаю, что в этом огромная заслуга нашего руководства и HR-отдела.

Сейчас продолжается бум «войтивайти», как ты относишься к тому, что многие идут в сферу только за высокой зарплатой?

Нормально. Думаю, должны идти все, кому хочется и с любыми целями. Все программистами все равно не будут, потому что нужны и другие специалисты. Рынок все отрегулирует. По моим наблюдениям, IT-сфера в Беларуси – это палочка-выручалочка для тех, кто хотел бы, не используя связи и не выезжая из страны, получить достойную, хорошо оплачиваемую работу. Без любви к своей работе в IT делать нечего, но попробовать просто заработать денег можно, вдруг у кого-нибудь получится.

Tags: