Википедия — это крупнейшая универсальная энциклопедия, размещенная в сети Интернет. Она является абсолютно некоммерческим проектом, существующим на добровольные пожертвования, ее бесплатно пополняют тысячи редакторов-волонтеров. В общем, Википедия – один из тех немногих веб-ресурсов, которые не стараются зарабатывать на своих пользователях.
Однако, как оказалось, энциклопедия популярна не только среди тех, кто ищет полезную информацию или делится ей. В последнее время появилась целая армия маркетологов и PR-менеджеров, старающихся превратить Википедию в рекламную площадку. В этом стремлении рекламщики дошли до абсурда: была создана специальная компания Wiki-PR, которая зарабатывала деньги на написании и размещении в Вики рекламных статей. Одна такая статья могла стоить 500-1000 долларов. Кроме того, заказчики должны были платить от 50 до 70 долларов в месяц за то, чтобы проплаченная ими статья не была удалена.
Казалось бы, по правилам Википедии все статьи, носящие предвзятый или того хуже, рекламный характер, подлежат удалению. Редакторы энциклопедии в таких случаях не знают пощады. Однако хитрые дельцы рекламного бизнеса нашли выход: стали использовать «носочных кукол» – sock puppets. Этим термином обозначают фейковые множественные аккаунты, которые фактически обсуждали правки и статьи сами с собой, создавая видимость того, что их размещение на Википедии одобряет большое количество человек.
Некоторое время руководство Википедии не предпринимало никаких мер против «сокпаппетов». Но после того, как издание Daily Dot доказало, что проплаченные статьи перестали быть единичным явлением и превратились в высокодоходный бизнес, администраторы Вики устроили «носочным куклам» настоящую инквизицию. В итоге было забанено 250 аккаунтов, с которых размещались заказные статьи.
В своем блоге Сью Гарднер, исполнительный директор Фонда Викимедиа, заявила, что беспринципные рекламщики бессовестно нарушают основные принципы Википедии, в первую очередь принципы объективности и беспристрастности подачи материала: «Наши пользователи знают, что Википедия не является идеалом, но они знают также, что она соблюдает только их интересы, никогда не продавая или навязывая какой-нибудь товар в том или ином виде». Также глава Фонда Викимедиа пообещала, что борьба с «носочными куклами» будет продолжаться и далее.
Главной проблемой, с которой столкнутся борцы с недобросовестными рекламщиками, является проблема отсутствия эффективных методов выявления sockpuppets. Сравнивать IP пользователей могут лишь немногочисленные администраторы сайта, причем пользуются они этим методом лишь в крайних случаях. А лексико-стилистический анализ статей и правок – слишком трудоемкая и сложная работа, результаты которой, увы, не всегда достаточно точны.
В помощь администраторам Википедии ученые из Университета Алабамы создали программу, способную выявлять множественные аккаунты путем анализа стилистических особенностей текстов. Но, к сожалению, примерно в четверти случаев программа ошибается, поэтому ее разработчикам придется потрудиться над доработкой.
Тем не менее, война Википедии с «носочными куклами» будет продолжаться и далее.