Как и обещал, теперь речь пойдёт о Юзабилити тестировании, нагрузочном тестировании и бизнес-анализе.
Начнём с нагрузочного тестирования. Этот вид считается наиболее интеллектуальным и сложным видом тестирования. И требует он большого багажа знаний и умений. Тестировщику необходимо разобраться как система будет работать если к ней получит одновременный доступ большое количество пользователей. Поэтому ему нужно собрать статистику посещений по аналогичной системе, либо предыдущей версии системы с разбивкой по времени. Выявить наиболее используемые части приложения и пользовательские сценарии работы. Затем сымитировать при помощи специальных средств работу пользователя. Параметризовать получившиеся скрипты для совместимости с базой данных, прогнать тесты в разных вариациях данных. И подготовить отчёты о поведении системой под нагрузкой и по возможности дать рекомендации по модификации пользовательских интерфейсов. Таким образом знания нагрузочного тестировщика должны в себя включать как знания обычного тестировщика, так и знания системного администратора, в небольшой степени программиста и юзабилити специалиста. Кроме этого желательно, чтобы такой специалист разбирался в принципах работы протоколов данных. Таких специалистов крайне мало и ценятся они очень высоко. Приходят в нагрузочное тестирование, как правило специалисты, которые провели много времени занимаясь автоматизацией ручного тестирования.
Далее юзабилити специалисты. Данный тип специалистов вообще не относит себя к тестировщикам, хотя многие пришли именно из ручного тестирования. Суть юзабилити-тестирования состоит в том, чтобы испытать приложения на реальных пользователях из фокус-группы и проверить насколько удобен и прост интерфейс. Для такого вида специалистов крайне важен навык общения с людьми, организаторские способности и желательны базовые знания в психологии, так как надо правильно сориентировать членов фокус-группы на выполнение задания, иначе результаты будут искажены. Также очень важны аналитические способности и умение работать с большими объёмами данных, определённые знания в области дизайна и эргономики. И напоследок надо уметь преподать результаты своей работы, так как в конечном счёте юзабилити специалист должен рассказать насколько интерфейс клиента плох, но так чтобы не обидеть клиента и убедить его внедрить улучшения. Юзабилити специалистами часто становятся мануальные тестировщики, системные аналитики, дизайнеры.
И наконец я обещал написать почему многие тестировщики идут в бизнес-аналитики и становятся там успешными. Как правило в командах разработки на 3-6 девелоперов приходится 1 тестировщик, в результате чего у него вырабатывается видение приложения в целом. При этом девелоперы больше сконцентрированы на внутренних алгоритмах работы, а тестировщики на том, как приложение будет вести себя в глазах пользователя. У человека мыслящего и склонного к анализу вырабатывается со временем своё специфичное понимание принципов функционирования приложений и таким образом через некоторое время он может перейти на должность системного или бизнес аналитика.
Андрей Юревич QA Директор ISsoft