В каждой крупной IT-компании есть штат HR-специалистов. Обычно это симпатичные девушки, которые, кажется, весь день сидят в LinkedIn и болтают о своем. Так ли это, и почему непросто быть рекрутером расскажет HR-менеджер ISsoft Лена Середина.
Что такое рекрутинг?
Если самыми простыми словами, которые будут понятны всем, то рекрутинг – набор персонала, работа над закрытием вакансий, поиск подходящего кандидата на определенную позицию. Когда я говорю родителям о том, что работаю в рекрутинге, папа до сих пор не понимает и думает, что я работаю просто в отделе кадров.
Ты уже восемь лет работаешь в компании, можно сказать, что ты первый рекрутер компании?
Нет, я пришла на должность HR вторая. Девушка, которую я заменила – Наташа Забелло, ушла в тестирование и успешно продолжает работать у нас в компании. Но самый первый HR ISsoft – это технический директор компании Геннадий Ильич. Он однозначно подрабатывал неофициальным рекрутером. Большинство сотрудников компании, работающих в ISsoft более 8 лет, собеседовал именно он.
Что входит в твои обязанности?
В первую очередь – рекрутинг. В него входят организация и проведение собеседований, постоянная коммуникация с Department, Delivery, Staff менеджерами, организация мероприятий компании, участие в маркетинге – это основной функционал.
Дополнительно я выполняю много бумажной работы, как оформление студентов; решаю вопросы бонусов; постоянно сталкиваюсь с административными делами, например, сейчас мы разрабатываем тренинги по определению soft skills на интервью для технических специалистов.
Какие навыки пригодятся, чтобы работать HR?
Кроме общительности полезными будут собранность и способность быстро принимать решения. Нужно интересоваться новостями в своей отрасли, погружаться в информацию, разбираться на элементарном уровне в технологиях. Я считаю, что рекрутер должен владеть технической терминологией, ведь кандидат может задать тебе узкоспециальный вопрос.
Мы собеседовали рекрутеров, которые не могут объяснить, чем Back-End отличается от Front-End.
Для меня важно, чтобы HR «болел рекрутингом». Ведь наша задача не просто найти подходящего кандидата, прособеседовать и забыть. Нужно понимать все процессы внутри компании и тенденции на рынке. Мы хотим, чтобы тот диалог, которым мы ведем с кандидатом создавал определенное впечатление.
Важно, чтобы HR умел быстро принимать решения, оперативно реагировать в форс-мажорных ситуациях, всегда знал, кого кем заменить и как выкрутиться.
Ты уже восемь лет в ISsoft, появилась ли какая-то стратегия работы?
Конечно, на сегодня это сформировавшийся процесс в компании и отделе. Мы строили его вместе с ростом компании и каждым сотрудником. Конечно, можно еще много оптимизировать и улучшать, но мне нравится пазл, который я вижу.
Какие самые популярные методы поиска сотрудников?
Стандартная схема – это поиск кандидатов онлайн, особенно на LinkedIn. За восемь лет у меня уже сформировалась внушительная база кандидатов, со многими я общаюсь, как с хорошими знакомыми. База контактов, как ком, который катится, ты получаешь рекомендации, дополнительную информацию. Не могу сказать, что есть какая-то супер методика или техника для поиска персонала. Но у каждого рекрутера есть свои фишки.
Самое главное – это, если ты оставила хорошее впечатление о компании, общаясь с кандидатом до интервью, вовремя и после. Скорее всего, если человек не пошел к вам работать по каким-то причинам сейчас, при поиске следующего места он подумает о том, чтобы обратиться к тебе в первую очередь.
Каким способом закрываются большинство вакансий?
Девочки закрывают больше вакансий благодаря своим базам контактов.
Есть ли какая-то статистика по закрытию вакансий?
В среднем для того, чтобы закрыть одну вакансию, нам нужно провести три/четыре собеседования.
В рекрутинге бывают спады и быстрые подъемы. Все зависит и от сезона. Самое сложное в рекрутинге – это назначить само интервью. Ведь можно за день пообщаться с двадцатью кандидатами, а результата ноль, потому что кандидатов ничем не удалось заинтересовать.
Когда мы видим много открытых вакансий, мы превращаемся в машины в турбо режиме. Девочки работают постоянно, несмотря на болезни и отпуска. Я control freak, поэтому я не всегда могу отключиться в отпуске. Но это моя любимая работа, и мне несложно ответить кандидату, перенаправить его к тому, кто сейчас на работе.
У твоих подчиненных одинаковые обязанности?
Всех нас объединяет рекрутинг, но есть и распределенные обязанности.
Женя Чирич, например, занимается еще и брестским офисом. Вместе с Сашей Петрученей они проводят дополнительные “retention” собеседования с новыми сотрудниками компании через два месяца, полгода и год. На них девочки разговаривают с ребятами о том, как у них дела на проекте, оправдались ли ожидания, интересуются их планами, желаниями. Настя Гончарова дополнительно занимается собеседованиями при увольнении ребят. Компании всегда интересно, что думают сотрудники, которые увольняются, постоянно берем у них фидбек. Чаще всего, получается, что ребята уходят в стартапы или уезжают за границу, но с хорошим мнением про компанию. Не могу сказать, что от нас уходят, потому что не нравится, скорее ребятам делают предложение, от которого невозможно отказаться. Радует то, что многие к нам возвращаются.
Как тебя захантили в ISsoft?
Я работала в рекрутинге еще в Украине. Переезжая в Беларусь, я не хотела работать в этой сфере вообще. Дело в том, что мой предыдущий опыт был такой интенсивный и в постоянном режиме нон-стоп, что мне хотелось от этого отойти. Переехав, я сознательно не искала работу в IT-рекрутинге. А потом получилось так: я гуляла в городе, мне позвонила Наташа Забелло (первый HR ISsoft) и пригласила в офис. Я подумала о том, что у меня есть время, и почему бы и нет? Приехала. Мы общались, я рассказывала о своих прошлых обязанностях и атмосфере, которая была в предыдущей компании, и в тот момент я подумала: «Кого я обманываю?! Это лучшее, что я умею и знаю на данный момент». Потом было еще одно интервью и оффер. С тех пор я и работаю, и для меня нет компании лучше.
Использовала ли ты черные методы рекрутинга?
Нет, считаю, что это непрофессионально и некрасиво. Мир минского IT очень тесен.
Но вот когда я училась на пятом курсе и уже работала, мне нужно было закрыть очень тяжелую вакансию. Я долго тянула одного кандидата, но тот говорил, что придет, если схожу с ним на текилу. Позиция очень горела, поэтому пришлось идти. Итог – вакансия закрыта, а он еще и брата своего джуниора к нам привел. По сей день остаемся хорошими знакомыми, я знаю его семью, а он работает в той компании.
Вообще на первом месте работы девчонки часто ходили на кофе и обеды с кандидатами. Наш директор был всего на несколько лет старше нас, а компания только стартовала, поэтому он был за любой кипишь. Но это и воспринималось нормально. IT только начинало активно развиваться. Все молодые, активные, общие интересы, университетские друзья.
Какие интервью тебе по вкусу?
Я приверженец нестандартных собеседований, не люблю официоз. Да и официоз не так располагает к разговору. Но здесь тоже нужно отталкиваться от того, как настроен человек и подстраиваться под него. Если кандидат попросит провести интервью на лавочке в сквере, то я так и сделаю. Ведь такая атмосфера располагает к открытости, и можно узнать о нем больше. А кто-то мог встать не с той ноги и на интервью всячески пытаться вас задеть. Поэтому, спокойствие и только спокойствие.
На наших интервью в компании мы не светим лампой в лицо, не устраиваем трехчасовые тестовые собеседования. Все наши технически специалисты заранее готовятся к собеседованиям. Ведь кандидат тоже оценивает наш уровень по тем вопросам, которые мы задаем.
В первую очередь все мы профессионалы, и мы понимаем, зачем пришел к нам кандидат и что он хочет.
Вообще, сегодня программисты собеседуют компанию, а не компания программистов. Они приходят на интервью, смотрят на людей, атмосферу и требования, потом думают о том, что они могут здесь получить и чему научиться.
Какие планы на будущее у отдела рекрутинга?
Сейчас мы ищем двух новых рекрутеров и HR-ассистента.
Какие забавные кандидаты приходили?
Вот когда надо так сразу и не вспомнишь. Как-то пришел парень, достал кекс, попросил чаю и разрешения поесть во время интервью. Наверное, он был жутко голодным.
Была одна очень уверенная в себе девушка, которая после пятнадцати минут собеседования резко встала, сказала, что у нее больше нет времени и быстрым шагом пошла к выходу, ничего не объяснив. Я бежала за ней, чтобы ее провести, хотела понять, почему она так себя повела. Но на самом деле ее ответы на интервью были провалом.
Один парень, после вопроса про уровень английского языка, попросил выйти умыться, чем занимался около пятнадцати минут, а мы смиренно ждали.
Все люди разные и с разной реакцией на происходящее. К этому нужно быть готовым. И, если человек адекватный, можно войти в его положение. Многие, казалось бы, необычные личности работают сейчас в компании. Есть ребята, которые просто не умеют себя преподносить на собеседовании и очень волнуются. Я знаю ряд кандидатов, которых рекомендуют, как лучших технических специалистов, но на интервью они не могут связать и двух слов.