К списку

Что было дальше? Интервью с «выпускником» стартап-инкубатора Innovation Sandbox

11 мая 2022

За 3 года и 6 сезонов в нашем корпоративном стартап-инкубаторе Innovation Sandbox родились десятки бизнес-идей. Некоторые из них так и остались на уровне красивых презентаций, а в других работа кипит и по сей день: здесь создают сервисы, которые точно однажды сделают жизнь людей и компаний лучше. В новом материале мы пообщались с Алексеем Рокало, основателем стартапа Scrinity, которому на этом пути пришлось отказаться от первоначальной идеи и даже потерпеть неудачу – но всё же удалось создать решение, которое прямо сейчас работает, возможно, в вашем любимом кафе.

Практически каждый разработчик (и не только он) хоть раз задумывался о своём проекте или даже бизнесе, но далеко не все решаются пойти по этому тернистому пути. Ведь рано или поздно встаёт вопрос, как в 24 часа уместить работу, приносящую доход прямо сейчас, и бизнес-мечту, которая только сулит прибыль в будущем – и то не факт.

Подготовка к запуску стартапа не только отнимает много времени и сил, но также требует большого количества ресурсов: и речь здесь не столько о финансах, сколько о поиске информации о том, как выбрать удачную идею и реализовать её в жизни, а также людей, готовых делиться экспертизой и направить тебя в нужное русло.

Для этой цели в ISsoft и Coherent Solutions был создан стартап-инкубатор Innovation Sandbox, в рамках которого любой наш сотрудник может подать заявку, прийти с идеей и за 20 недель сделать первые шаги к её реализации под руководством опытных коллег: от анализа продукта и рынка до первых прототипов и даже релиза.

Так начиналась и история стартапа Scrinity, о котором нам сегодня рассказал один из его основателей и по совместительству наш коллега из Mobile-департамента.

;

Алексей Рокало, Android Developer в ISsoft Belarus, основатель Scrinity

От идеи до… полной смены вектора

Впрочем, на старте проект имел совершенно другой вид.

— Заявку в Innovation Sandbox мы с моим другом и соучредителем Андреем Третьяком подали с идеей мобильного приложения Insavor: оно представляло собой агрегатор для персонализированного выбора мест общественного питания – похожий на Relax.by, но с улучшенной фильтрацией для группировки заведений. Мы хотели, чтобы топ заведений обновлялся динамически, благодаря чему можно было узнать, какое из них лучше или хуже прямо сейчас.

Увы, уже на 2-й или 3-й неделе всё пошло не по плану.

Ещё до инкубатора мы создали дизайн, подготовили UX/UI-навигацию. Но когда провели анализ рынка, – что, по идее, нужно было делать в самую первую очередь, – поняли, что эта идея не сработает. В Innovation Sandbox у нас был флоу, по которому шаг за шагом нужно что-то делать, поэтому начали думать над виражом. Тогда и приняли решение переходить на концепцию Business-to-Business, после чего стало понятно, что дальше делать и как. От мобильного приложения мы ушли в web, и в команде сразу же появился 3-й человек – Алина Лозюк, которая сейчас является основным разработчиком.

Команда взялась за разработку платформы под названием Scrinity, которая предоставила бы владельцу бизнеса и его клиенту прямой канал связи. Идея в том, чтобы посетители заведения или покупатели товаров и услуг получили возможность выговориться и оставить свой комментарий, а бизнес – шанс «не выносить сор из избы», а также отзывы и статистику, чтобы отслеживать в реальном времени, как и что работает.

Поделиться обратной связью с заведением можно, отсканировав там же QR-код. Отзыв сразу отображается в админ-панели, и представитель бизнеса может вступить в переписку либо урегулировать вопросы вживую, если человек ещё не успел уйти. Кроме этого, в ту же систему собираются отзывы с других платформ, – например, из Instagram, Relax.by и Яндекс.Карт, – чтобы администратору не приходилось собирать фидбэк отдельно на каждой из них.

— Нас вдохновил сервис Expirenza, который работает в Украине и США. Эта платформа похожа на то, что мы собираемся делать на белорусском рынке, но там нету критериев для поиска нужного заведения: можно просто оставить отзыв. Анализ показал, что у нас эта ниша ещё не занята, а сфера услуг развита достаточно хорошо – поэтому надо пробовать.

Первые успехи и… снова провал?

По словам нашего собеседника, работа над проектом после смены вектора шла как по маслу. В следующие несколько недель команда реализовала все намеченные на этот срок планы.

— Мы успели сделать всё, что хотели, и закрыли все этапы конкурса: провели подсчёты по будущей прибыли, срокам, необходимым инвестициям и тому, как их искать, создали полностью рабочую «админку» и даже протестировали её на двух заведениях. Несмотря на график 24/7 из-за необходимости уделять время основной работе, рамки были очень удобными: за этот промежуток времени можно сделать нормальный готовый прототип. К тому же было много поддержки от руководителя Innovation Lab Александра Дробышевского: мы часто созванивались, обговаривали все моменты, и это помогало двигаться вперёд.

21 декабря 2021 года состоялся Demo Day – день презентации конкурсных проектов 6-го сезона Innovation Sandbox. В онлайн-формате участники представили презентации, MVP и прототипы своих решений.

Проектов было 7, а призовых мест – всего 3. Увы, в тот раз герою этой статьи не удалось занять одно из них.

— Первым ощущением было непонимание. Но я быстро от него отошёл: пришёл к выводу, что есть более «хайповые» идеи бизнеса – например, связанные с блокчейном, куда сейчас направляются большие инвестиции. Наш проект был не таким на фоне остальных. Ни о чём не жалею: я сторонник идеи, что всё делается тогда, когда нужно. Это был хороший опыт, и именно здесь мы сменили навигацию. Всё к лучшему.

Сцена после титров: новые люди и новые выводы

После завершения стартап-инкубатора команда Scrinity не оставила свою идею и продолжила развивать её самостоятельно – уже не в рамках нашей компании. Что произошло за последние 4 месяца?

— Наша команда выросла: в ней появился Front-End разработчик, Константин Демидчик. После этого мы подключили к тесту в Минске ещё 18 заведений. 9 из них принесли хорошую статистику по сканированию – мы поняли, что общепит делится на две категории: одни постоянно привлекают новых посетителей, другие – работают на постоянных, и последним наше решение не совсем подходит. Так мы нашли свою целевую аудиторию и решили взять в работу ещё две категории: салоны красоты и цветочные магазины. Малому бизнесу сейчас непросто, поэтому также смотрим в сторону сетевиков.

Ещё одним важным шагом стала разработка новой платформы, где отзывы о заведениях отображались бы публично.

— Этот функционал мы начали делать совсем недавно, пока в разработке дизайн и навигация, также прорабатываем бизнес-логику. Учитывая наш темп, реализация займёт ещё примерно пару месяцев – ведь есть и другие задачи, которые надо покрывать параллельно: те же баги, которые приходят с уже работающего функционала.

Совмещать свой проект с основной работой непросто, но Алексей признаётся: справляться с нагрузкой как раз помогают встречи с потенциальными клиентами.

— Мы постоянно ищем места и заведения, в которых можно протестировать сервис, и я встречаюсь с многими владельцами бизнеса. Одни даже не слушают, но были и люди, которые воодушевлённо смотрели на наш проект, расспрашивали и даже готовы были со старта подключиться к нему платно. Человек человеку рознь, это очень интересный контраст и основной стимул работать для меня сейчас.

О планах и о том, что нужно команде уже сейчас

В ближайшем будущем создатели Scrinity и правда планируют получить с проекта первые деньги.

— Заведения, где мы уже протестировали сервис и владельцы увидели в нём пользу, мы хотим переводить на платную подписку. Сейчас мы думаем над вариантами: во всех местах – разное количество столов, официантов и, соответственно, QR-кодов, которые им нужны. В цифрах пока не могу сказать, но это будут небольшие деньги для бизнеса: мы понимаем реалии, в которых заведениям нужно выходить в плюс или хотя бы отбивать все затраты.

Когда же сможет вернуть вложения и сама команда стартапа? По словам его создателя, из-за того, что всё сейчас делается на энтузиазме и своими силами, а также из-за специфики B2B, затраты времени пока получаются куда более солидными, чем финансовые.

По подсчётам, сделанным ещё в Innovation Sandbox, если в месяц к сервису будет подключаться по 2-3 заведения, проект выйдет в 0 меньше, чем за полгода.

— Сейчас мы покрываем всё, что хотим, но это довольно сложно: наш основной разработчик сильно перегружен. По нашим прикидкам, идеальная команда должна состоять из 9-10 человек, а нас четверо. Тем не менее, в этом есть свои плюсы: да, мы работаем по Agile, стараемся придерживаться такой организации, ведём доску в Trello, есть спринты на отдельные задачи – но всё без проблем адаптируется и меняется, ведь держать контакт в небольшой команде достаточно просто.

Алексей Рокало, Алина Лозюк, Андрей Третьяк

Наш собеседник признаётся: будет здорово, если проект дополнят хотя бы два разработчика – уверенные «джуны»: Back-end на Node.js и Front-end с опытом в React. И несмотря на то, что Алексей успел привыкнуть к административной работе, поиск специалистов кажется ему нелёгким делом.

— Когда мы искали дизайнера, я понял, что труд HR и рекрутеров очень сложный. Например, специалисты с примерно одинаковым опытом за один и тот же функционал называли мне цену от 100$ до 900$ – и это меня удивило, огромная разбежка. Не менее трудно удерживать команду, ведь сейчас у нас есть только перспективы, а материальные стимулы минимальны. Разговоры с людьми при этом очень и очень важны.

Команда – то направление, которому больше всего нужно вливание средств.

— Мы думаем над инвестициями, иначе есть вероятность свариться в собственном соку – а нужно куда-то дальше расширяться. Расширение позволило бы ускорить темпы развития нового функционала и покрытия багов старого. Нуждается проект и в продвижении – ведь сейчас либо мы сами стучимся к бизнесу, либо к нам приходят по сарафанному радио. В перспективе хотим автоматизировать этот процесс: создать сайт, на котором можно будет оставить свои контакты и подключиться самостоятельно. Для этого нужна хорошая маркетинговая кампания – чтобы объяснить бизнесу, зачем и как нас использовать, а также понравиться пользователям.

Кто знает: может, этот материал станет первым шагом в реализации маркетинговой стратегии проекта? В любом случае, Innovation Lab точно гордится такими «выпускниками». Мы желаем команде Scrinity только быстрого и уверенного роста, а также огромной отдачи от каждого человека, с которым на этом пути придётся столкнуться!