К списку

Кто такой бизнес-аналитик?

25 апреля 2019

IT-сфера не ограничивает круг своих специалистов разработчиками и тестировщиками ПО, в ней еще много вакантных мест для разносторонних личностей. Сегодня расскажем вам о важной части команды – бизнес-аналитике: чем занимается, что должен знать, зачем нужен, какие у него обязанности? Читайте и приходите работать в департамент Бизнес-анализа в ISsoft.

Профессия бизнес-аналитик относительно молодая. Если вы попытаетесь объяснить своим родителям или бабушкам, чем именно вы занимаетесь на рабочем месте, они вряд ли поймут. Возможно, они проникнутся, если вы уточните, что раньше такую работу выполняли проектные менеджеры или системные аналитики. Но, скорее всего, вам придется объяснять подробнее.

Роль бизнес-аналитика стала настолько значимой, что без нее не обходится ни одна ИТ-компания. Раньше предприятия работали по схеме разработчик – клиент. В результате такого сценария требования клиента реализовывались так, что программу было невозможно использовать обычному пользователю или неудобно самому заказчику. Несомненно, нельзя сказать, что бизнес-аналитик в IT только транслирует требования заказчика программисту.

Профессия бизнес-аналитика заключается в анализе бизнеса клиента: находить слабые места и думать о том, как сделать их сильными. Специалист разрабатывает концепцию решения, которое может привести даже к модернизации первоначального запроса клиента. Правильным будет, и если бизнес-аналитик оставит все на своих местах, зачастую это эффективнее, чем что-то изменять. Конечно, часто заказчик приходит со своей идеей, которая безупречно выглядит с первого взгляда, работа бизнес-аналитика будет заключаться в том, чтобы определить актуальность и особенности концепции. Далее мы расскажем подробнее о задачах и обязанностях бизнес-аналитиков.

Что делает бизнес-аналитик?

Как мы выяснили, бизнес-аналитик занимается анализом решения заказчика, находит недостатки, разбирается с проблемами, определяет, как повысить эффективность. В функции бизнес-аналитика в ИТ входит также работа с требованиями клиента. В результате общения с заказчиком специалист составляет спецификацию – это внушительный документ, который описывает все, с чем придется работать разработчику и другим членам команды. В ней бизнес-аналитик сперва описывает продукт, его назначение, целевую аудиторию, рабочую среду, различные ограничения, функции системы, интерфейсы и так далее.

В обязанности бизнес-аналитика входит:

  • анализ потребностей клиента;
  • написание требований для продукта;
  • анализ требований, иногда с их последующим улучшением;
  • написание спецификации;
  • менеджмент требований – работа над их изменением, коммуникация с разработчиками и клиентами.

Мы описали основные обязанности и требования к бизнес-аналитику. Давайте разберемся, какие знания, навыки и компетенции нужны, чтобы стать хорошим специалистом в этой сфере.

Что должен знать бизнес-аналитик? Какой он?

Бизнес-аналитику следует:

  • ориентироваться на клиента.

Бизнес-аналитик – это лучший друг заказчика. Вам нужно будет им стать на своем проекте. Вы должны уметь видеть бизнес клиента его же глазами, а также с точки зрения своей команды и потребителей продукта. Вам пригодится умение абстрагироваться и смотреть на вещи со всех сторон. Но не забывайте, на чьей стороне вы должны оставаться большую часть времени.

  • уметь работать в команде.

Неотъемлемая часть работы бизнес-аналитика. Иногда вы будете единственным бизнес-аналитиком на проекте, иногда вас будет несколько. Вам нужно научиться эффективной коммуникации и слышать то, что хотят сказать и клиенты, и разработчики. Про тех, кто умеет работать в команде, чаще всего говорят, как о сдержанных, тактичных, всегда готовых помочь сотрудниках, которые придерживаются установленных на проекте правил и одинаково уважительно относятся к любому члену команды.

  • иметь аналитический склад ума.

Бизнес-анализ на то и бизнес-анализ, без аналитики тут никуда. В этом вам пригодится ваш ум. Зачем именно аналитический? Только такой склад ума запросто может все «разложить по местам», а потом изучать и анализировать, он поможет вам увидеть недостатки и достоинства продукта без прикрас. Не все мы способны так мыслить, но если вы родились с хаосом в голове, там всегда можно навести порядок: аналитический склад ума можно развить.

  • обладать навыками сбора информации.

Тут скорее речь пойдет про умение выяснять требования у заказчика. Разговаривать умеют все, а задавать правильные вопросы удается не каждому.

  • уметь убеждать.

Люди редко хотят менять свою точку зрения, особенно, когда что-то сильно засело в голове. Работа вашей команды – делать продукт высшего качества с минимальным количеством затрат и высокой прибылью. Если бизнес-аналитик видит, что в проекте клиента есть явные пробелы, которые он отодвигает на второй план, специалисту нужно взять себя в руки и аргументированно объяснить, что и почему нужно изменить. От ваших решений полностью зависит будущее проекта. Вы можете сделать этот мир лучше, всего лишь, убедив заказчика в правильности своего решения.

  • уметь брать на себя всю ответственность.

Работа бизнес-аналитика ответственнее, чем кажется. Это не просто соединяющее заказчика и разработчиков звено, это человек способный изменить весь ход проекта. За свои решения и идеи придется отвечать.

  • любить общаться.

Большая часть времени бизнес-аналитика происходит в общении с кем-то: команда, другой бизнес-аналитик, клиент или потребитель. Готовьтесь много говорить и получать удовольствие от общения с людьми. Если вы любите общаться, то эта работа точно для вас.

  • знать английский язык.

Конечно, если вы хотите работать бизнес-аналитиком в ИТ-сфере, вам никуда без знаний английского языка. Причем, если молодым разработчикам, позволяют приходить на работу с клиентами без хорошего английского, потому как на митингах они говорят лишь по одной теме и пару слов, вам таких послаблений делать не должны. Большинство компаний работает с клиентами по всему миру, вам очень пригодится знание английского языка. Если вы знаете еще несколько, то это только плюс в ваш багаж.

Как и в любой другой профессии, будучи бизнес-аналитиком вам придется очень много учиться, читать, слушать подкасты и общаться с коллегами постарше. Учитывайте, что сначала вам будет казаться, что вы попали не туда, куда хотели или представляли. Не делайте выводы сразу, освойтесь, а потом направляйте себя в нужную область. Все когда-то начинали. Главное, не жалеть время на саморазвитие и всем интересоваться. И все получится.

А чтобы вы не тратили много времени на поиск ресурсов для развития своих скиллов, мы приготовили для вас материал про то, какие гибкие навыки нужны в ИТ и как их развивать. В материале вы найдете не только описание навыков, но и много полезных ссылок на курсы, видео и книги, которые помогут вам стать эффективнее.

В работе бизнес-аналитика есть и свои минусы. Но сначала поговорим о плюсах.

Плюсы работы бизнес-аналитиком:

  • вы понимаете, насколько важна ваша работа, как только увидите результат. Он не заставит вас долго ждать. Это очень мотивирует.
  • вы решаете проблемы и разбираетесь в вещах, которые, с первого взгляда, непонятно, как функционируют. Это очень интересная часть работы.
  • яблоко раздора не вы, вы наоборот выступаете палочкой-выручалочкой и «судьей» для двух сторон.

Минусы работы в этой сфере:

  • сложность коммуникации. Конечно, где-то в идеальном мире есть люди, которые понимают друг друга на одном уровне восприятия, но в реальности все по-другому. Зачастую, бизнес-аналитики жалуются в своей работе именно на трудности общения с клиентами. Но тут все зависит от проекта.
  • Первое время у вас не будет свободного времени. Работа будет отнимать у вас все, потому что ваш график бизнес-аналитика – это множество встреч и звонков. В оставшееся время вам нужно будет документировать требования и писать спецификации. Но со временем вы вольетесь и будет легче.

Конечно, плюсы и минусы субъективны. Кому-то сложно переключаться между задачами, постоянно принимать решения и общаться. А другой будет рад подольше посидеть за требованиями, разобраться в деталях проекта и анализировать его проблемы.

Как выглядит карьерная лестница бизнес-аналитика?

Карьерный путь бизнес-аналитика начинается с позиции «младшего бизнес-аналитика», а заканчивается «бизнес-консультантом». Обычно, чтобы подняться по лестнице на самый верх, нужно более десяти лет. Но, прилагая максимум усилий каждый день, внимательно подходя к своим обязанностям, любя свою работу и уважая интересы всех сторон, у вас получится достичь своего максимума гораздо быстрее. Дерзайте! А что будет потом? Это только в ваших руках.

Также напоминаем, что ISsoft проводит стажировку для junior business analysts. Оставляйте ваши отклики — будем ждать вас в нашей команде!